Текст Дмитрия Романова Из всех апостолов Святая Церковь особенно прославляет этих
двух апостолов, называя их славными и первоверховными. Такая высокая честь
воздается им за великие труды и подвиги, какие они приняли на себя в деле
евангельского благовествования. Даже святитель Иоанн Златоуст затруднялся
отдать предпочтение кому-либо из них, неоднократно называя их обоих „столпами
Церкви".
Два пути
Они были совершенно разными. Петр – простец, неграмотный
рыбак, Павел – ученый фарисей, образованнейший человек своего времени. Один с
самого начала был верным учеником Христовым, был свидетелем всего, что
случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. Другой был
врагом Христа, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его
лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с
тем, чтобы быть гонителем христиан. Совершенно непохожие в начале своей жизни,
разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, за что Церковь
именует апостолов Петра и Павла первоверховными. Это в назидание нам: пути к
Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь.
Петр, камень веры
Святой апостол Петр, старший брат апостола Андрея
Первозванного, до призвания к апостольскому служению носил имя Симон, был
рыбаком, имел жену и двоих детей. Он был неграмотным, бедным и богобоязненным,
как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты – Симон, сын Ионин; ты
наречешься Кифа, что значит „камень" (Петр)», – так сказал Господь, когда
Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин 1:42). И хотя Петр сразу возгорелся
пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское
служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил
дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк 1:29-31).
Господь удостоил святого Петра одним из трех избранных Своих учеников быть
свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф 17: 1-9; Лк 9: 28-36), Своей
Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк 8:41-56), Своего
молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф 26: 37-41).
Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу
Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему
обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников,
забывающих слова: „Без Меня не можете творить ничего" (Ин 15: 5). Святой
апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого
они почитают Его, ответил сразу: „Ты Христос, Сын Бога Живого" (Мф 16:16).
Апостол Петр был единственным, кто пытался защищать Господа
от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным
учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв
слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть
Себя Воскресшего (Лк. 24:34). Троекратное свое отречение святой Петр
окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин 21:15-17).
Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти
Своих словесных овец. По церковному преданию, апостол Петр всю оставшуюся жизнь
оплакивал свое отречение, его глаза все время источали слезы так, что от них
остались неизгладимые борозды.
Апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой
кончине (2 Петр 1:14). По повелению императора Нерона святой апостол Петр в 67
году был распят. Этой мучительной казни подвергались те, кто не имел римского
гражданства. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую
же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей
распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову
Господу.
Павел, апостол «языков»
Святого апостола Павла, «апостола языков», звали Савлом; он
происходил из колена Вениаминова. Родился он в киликийском городе Тарсе от
знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с
надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Он
получил образование в Иерусалиме, у известного мыслителя Гамалиила, который был
членом Синедриона.
Савл стал истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к
христианам. Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян 26: 11) и
даже выпросил у Синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они
ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян 9: 1-2).
Однажды в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен
с поручением первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений
христиан, Божественный свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял
Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос,
говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».
Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь…»
(Деян. 26:13-15).
Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли.
Савл ослеп от сиявшего Божественного света, он ничего не видел до тех пор, пока
окончательно не прозрели его духовные очи. «Бог, – считает святитель Иоанн
Златоуст, – призвал Павла за его искренность, за способность к служению».
В Дамаске Савл три дня пребывал в посте и молитве. Приняв Святое
Крещение от апостола Анании (из Семидесяти), он прозрел и сделался, по
выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка – агнцем, из терния – виноградом,
из плевел – пшеницей, из врага – другом, из богохульника – богословом.
Святой апостол Павел стал горячо проповедовать веру Христову
среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и
рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор,
по словам святителя Иоанна Златоуста, «ограждают Вселенскую Церковь подобно
стене, построенной из адаманта».
Непрестанно проповедуя, святой апостол Павел постоянно
терпел нужды и скорби, которые переносил с великим смирением и слезами
благодарности (Деян 20:19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа
Иисуса (Деян 21:13). Наконец, он запечатлел свою любовь и преданность Христу
мученической кончиной.
Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом. |