Текст Дмитрия Романова Таинственный смысл Вознесения сравним
с тайной Воплощения - Рождества Христова. Родившись среди людей, Богочеловек
возвысил человеческую природу своим снисхождением. Поднявшись же на небо, еще
больше возвысил ее своим восхождением.
Апостолы Христовы и святые отцы
учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом
Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись
Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.
Когда иудеи побивали камнями
архидиакона первомученика Стефана, он описывал свое предсмертное видение такими
словами: «Я вижу небеса отверстые, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога»
(Деян. 7, 56). Его свидетельство показывает нам, для чего Господь вознесся на
небеса. Что означает сидение или стояние одесную (то есть по правую сторону)?
Согласно древнему царскому церемониалу сидение или стояние одесную означало
соучастие в царских почестях, равенство в царском достоинстве, власти и
управлении царством. Например, царь Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую
руку от себя. (3 Цар. 2, 19-22).
Когда Священное Писание говорит о
сидении Господа одесную Отца, это надо понимать в том смысле, что по Вознесении
Господь принимает по Своему человечеству славу, которую Он, как Сын Божий, имел
до Воплощения и даже до сотворения мира (Ин. 17, 5). Принимая эту славу, Он
также принимает заботу о мире, ответственность и власть, которую употребляет
для управления миром. Во время Своего явления ученикам в Галилее Господь
говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Естественно,
здесь имеется в виду власть по человечеству, ибо как Бог Господь имел её всегда.
Апостол Павел говорит о власти Воскресшего и Вознесшегося Господа после того,
как Бог посадил Его «одесную Себя на небесах... и все покорил под ноги Его»
(Еф. 1, 20—22). Та же мысль содержится и в Флп. 2, 9-10: «Бог превознес Его и
дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое
колено небесных, земных и преисподних».
О Вознесении мы узнаем из
Евангелия от Марка: «Господь, после беседования с ними вознесся на небо» (Мк.
16, 19). Подробнее о событии Вознесения говорит Евангелист и Дееписатель Лука: «И
когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они
поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24; 50-52);
«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1,
9).
Итак, апостолы возвратились с
«великою радостью». «Мир весь празднует видимый и невидимый, - поется в каноне
праздника, - в радости ангелы ликуют и человецы, славословяще непрестанно
Вознесение плотию Соединившагося нам благостию». Чему же радуется весь мир? Это
хорошо объясняет в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский: «Тело, которое
воспринял на Себя Христос, (…) состоит из всего того, из чего состоит видимый,
тварный наш мир. В этом теле сосредоточено всё вещество неба и земли, от самого
простого до самого непостижимого. Вся материя наша представлена в теле
Христовом, вся эта окружающая нас видимая материя и земли, и неба, до пределов
вселенной, представлена в этом дивном теле, соединившемся с Божеством. И когда
Христос возносится на небо, Он не только наше человечество, Он все видимое, всю
видимую тварь вносит в глубины Божественной Тайны, в недра Троичной, дивной
Божественной действительности».
Радость Вознесения Господня
состоит в том, что Он навсегда вошел с пречистой плотью в ту вечную славу, с
которой Он снова придет в последний день этого мира «судити живым и мертвым»:
«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? — говорят ангелы
апостолам. — Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом,
как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).
О славе Его, в которой Он
пребывает на небе говорят нам те, которые удостоились — хотя и только частично
— созерцать ее: апостолы Павел и Иоанн Богослов. «Я увидел с неба свет,
превосходящий солнечное сияние», — свидетельствует святой апостол Павел (Деян.
26, 13). Я «увидел... подобного Сыну Человеческому... Глава Его и волосы белы,
как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный... и лице Его как
солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как
мертвый», — пишет в своей Книге Откровений (Апокалипсисе) возлюбленный ученик
Иоанн Богослов (Откр. 1, 12-17).
Своим Вознесением во славе
Господь завершил дело Искупления, открыв путь на небеса в блаженное жилище всем
уверовавшим в Него. Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким
образом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам:
Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять
и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3); «...и где Я, там и
слуга Мой будет» (Ин. 12, 26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку
к Себе» (Ин. 12, 32). Aпостол Павел называет Господа Иисуса Христа «Предтечей»
(Евр. 6, 20). Само слово «предтеча» означает: тот, кто идет впереди и
прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает
возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.
Другое значение Вознесения — это
прославление человеческого естества. Во Христе достигается цель, для которой
была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и
обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти
Сына Божия. В самом Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына
туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), или как о возвращении к Отцу (Ин. 14, 28;
24, 5-16; 20, 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу,
совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Свое Искупление
человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба. Вся
Его земная жизнь была прославлением Отца, но через самое уничижение Господь по
Своему человечеству восходит к высшей славе, о которой Он и молился в
Первосвященнической молитве (Ин. 17, 1): «Отче! пришел час: прославь Сына
Твоего, да и Сын Твой, прославит Тебя».
Тайну Вознесения объясняет в
Священном Писании апостол Павел. В Ветхозаветной Церкви существовало особое
богослужение, совершаемое лишь раз в году, в праздник очищения, когда
первосвященник с кровью жертвенных животных входил в Святое Святых
Иерусалимского храма. Это священнодействие было прообразом Вознесения Христова,
когда Сам Христос, Великий Первосвященник, единожды и навсегда вошел в Святое
Святых Небесного Храма. Вхождение первосвященника за завесу совершалось
ежегодно, так как сами по себе ветхозаветные жертвы, будучи лишь прообразами
Жертвы Христовой, не могли уничтожить и изгладить грехи. В отличие от иудейских
первосвященников, Господь, по словам апостола Павла, «не с кровью козлов и
тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное
искупление» (Евр. 9, 12).
Еще одна важная причина
Вознесения в том, что Господь Иисус Христос обещал испросить у Отца и
ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7): «Если Я не пойду, Утешитель не придет к
вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Это обещание исполнилось в день
Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. (Деян. 2, 1-4).
В силу ниспослания Святого Духа
Сам Господь Иисус Христос и после Вознесения на небо остается невидимым Главой
созданной Им на земле Церкви. О том, что Господь есть Глава созданной Им
Церкви, говорит апостол Павел: «(Бог) все покорил под ноги Его, и поставил Его
выше всего, главою Церкви, которая
есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22-23). Будучи Главой
Церкви, Господь Своим ученикам «дарует все потребное для жизни и благочестия»
(2 Пет. 1, 3).
Сидя одесную Отца, Господь Иисус
Христос, Истинный Царь мира, имеет в Своей Божественной власти все средства управлять
событиями мира, защищать и расширять Свое Царство Благодати – Святую Церковь,
помогать всем верующим в борьбе с грехами и врагом человеческого спасения.
Полученные Им по Вознесении сила
и власть дают Ему возможность преодолевать всех врагов: «Ему надлежит
царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг
истребится — смерть» (1 Кор. 15, 25-26).
В богослужебных текстах на
праздник Вознесения неоднократно воспроизводится один очень интересный момент –
удивление Ангелов, видящих Возносящегося с человеческим телом Христа Владыку. «Начальницы
Ангелов смотряюще, Спасе, восхождение странное, недоумевaхуся друг ко другу:
что видение сие? Человек убо зраком видимый,
якоже Бог, превыше небес с плотию восходит». Это говорит о том, что тайна
Боговоплощения, как и сама тайна домостроительства человеческого спасения,
превосходит как человеческий ум, так и ангельский. «Господи, твоему Вознесeнию удивишася
Херувими, зряще Тебе Бога на облацех восходяща, на них седящаго, и славим Тя, яко
блага милость Твоя, слава Тебе!»
Но, удивившись великому таинству,
бесплотные умы признают своего Владыку: «Твою обожившуюся Плоть зряще, Христе,
на высоте Ангели, друг ко другу глаголаху: воистину Сей Есть Бог нaш».
В Богослужении праздника хотя и
изображаются грустные размышления, в которые первоначально были погружены
апостолы, оставшись сирыми («Господи, апостолы, когда видели Тебя на облаках
возносимого, рыданием слёз, Жизнодавче Христе, скорби исполняемы, рыдающе
говорили: Владыка, не остави нас сирых…»), но преимущественно оно проникнуто
высоким чувством радости, ибо, как учит святитель Иоанн Златоуст, «ныне люди
уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства
произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим
род человеческий; мы, кои, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены
на небо с самым естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай,
ныне сама восседит на херувимах».
Еще один важный момент в
богослужении – ожидание пришествия Утешителя: «…Да приидет Твой Дух, дающий мир
мирови, покажи сынам человеческим дела силы Твоей, Господи Человеколюбче».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
пишет: «Утешая своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа,
Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы
сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих.
И с тех пор непрестанно пребывает и будет пребывать до скончания века в Церкви
Христовой, приготовляя людей для обителей Отца Небесного.
Радуясь тому, что сделал для нас
Господь, сделаем себе и назидание, - поучает старец Иоанн, - Устремим наш дух
на небо за вознесшимся Господом. В своем духовном совершенствовании станем выше
наших страстей и пороков, взнесемся на высоту добродетелей и чистоты. Пусть не
устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь уже не
нов! Им прошел Сам Господь и Спаситель наш». |