Текст Дмитрия Романова.
Праздник установлен в память о том, что Богомладенец Иисус
по ветхозаветной традиции в этот день был обрезан, и при этом Ему было дано
имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и
предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику, — Иисус
(Спаситель). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения
вочеловечившегося Сына Божия, „ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф 1:
21).
В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз
Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от
первородного греха.
По смирению Своему Господь принимает положенное грешным
людям, как об этом писал святитель Димитрий Ростовский: „В обрезании Владыка
наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ
человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая
боль, положенную за грех".
Ветхозаветный закон требовал, чтобы всякий иудей мужского
пола был обрезан, а обряд этот было принято совершать на 8-й день после
рождения младенца, поэтому Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник
принесли рожденного Богомладенца Христа в молитвенное собрание для того, чтобы
совершить над Ним положенный обряд.
Впоследствии Сам Иисус Христос, придя креститься в водах
Иордана, скажет Иоанну Крестителю, что „так надлежит нам исполнить всякую
правду" (Мф 3: 15). Эти слова означают великую любовь Бога к людям и
непостижимое умаление Божества: Бог, установивший Закон, Сам подчиняется этому
Закону, показывая Свое единство с людьми. И хотя в Церкви Христовой обряд
обрезания был заменен таинством Крещения, в церковном календаре сохранилось
воспоминание о том, как обрезание было совершено над Младенцем Иисусом. Во
многом это связано с тем, что все события из земной жизни Господа имеют
спасительный характер.
Спасение человечества, исцеление падшей человеческой природы
не произошло в мгновение ока. Напротив, оно происходило постепенно, по мере
того как Сын Божий проживал человеческую жизнь. Именно это „неслитное,
нераздельное, неразлучное и неизменное" соединение Божественной и человеческой
природ в Личности Христа стало отправной точкой нашего спасения.
В этот же день Святая Церковь чтит память своего великого
учителя и святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Известно, что в первые три века Христианской Церкви чин
совершения Евхаристии не был записан, но передавался из уст в уста. Святитель
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329–379 годы), вопрошает:
«Слова призывания в преложении хлеба причащения и чаши благословения кто из
святых письменно нам оставил?». И далее объясняет причину отсутствия молитв
священнодействия: «Ибо на что даже и взирать не надлежит некрещеным, о том,
каким образом приличествовало учение письменно объявляти?» Таким образом,
Божественная литургия, переходя из века в век, от народа к народу, получала
разнообразные виды, сохраняясь при этом неизменной в своих основных чертах. То
есть литургии разных Церквей различались лишь словами, выражениями и обрядами.
По сказанию святителя Амфилохия, епископа Иконии Ликаонской, святитель Василий
Великий молил Бога «дать ему силу духа и разума совершить Литургию своими
словами». По его шестидневной пламенной молитве Спаситель чудесным образом
явился ему и исполнил его молитву. Святитель, будучи объят восторгом и
божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления»,
«Вонми, Господи, Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего» и другие
молитвы.
Чин Божественной литургии, составленный святителем Василием, представляет собой
сокращение литургии апостольских времен. Известно, что в самые ранние времена епископы
и другие предстоятели Церкви, совершая литургию, каждый раз творили молитву по
непосредственному вдохновению Святого Духа. Так постепенно установился
определенный чин. Этот чин, хранившийся в Кесарийской Церкви, святитель Василий
Великий пересмотрел и изложил письменно, составив при этом ряд своих молитв,
соответствующих по духу апостольскому преданию и древней литургической
практике. Таким образом, литургия святителя Василия Великого принадлежит этому
великому вселенскому учителю скорее по своей словесной формулировке, поскольку
все важнейшие выражения были перенесены из древнейших апостольских литургий
святого апостола Иакова, брата Божия, и святого евангелиста Марка.
Святитель Прокл, Патриарх Константинопольский, так говорит об этом: «Апостолы и
после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно;
христиане же, охладев во благочестии в последующие времена, перестали приходить
к слушанию литургии по причине ее продолжительности. Святой Василий, снисходя
сей слабости человеческой, сократил ее, а после него еще более святой
Златоуст».
Созданный святителем Василием чин литургии был принят всем православным
Востоком. По прошествии времени святитель Иоанн Златоуст, снисходя все к той же
немощи человеческой, произвел в нем новые сокращения, которые касаются,
впрочем, главным образом лишь тайных молитв.
Литургия святителя Василия Великого в настоящее время совершается только десять
раз в году: в навечерия Рождества Христова и Богоявления; в день памяти
святителя Василия Великого - 14 января; в первые пять воскресных дней Великого
поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.
|