Текст Дмитрия Романова
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе -
доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов
соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют
отдельные листочки, - зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не
жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, - не
идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых
хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, - поспела, закраснелась.
Будем ее трясти – для завтра…» Так описывает Иван Шмелев свои детские
воспоминания о празднике Преображения Господня в дореволюционной Москве,
патриархальном Замоскворечье.
Святитель Феофан Затворник спрашивает: «Почему во время
Преображения глас с неба изрек: «Того послушайте». Отчего же так?» И сам
отвечает: «Оттого, что здесь перед глазами представлен был и плод послушания.
Отец Небесный говорил как бы: хотите достигнуть этого? Слушайте же, что Он
будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно
вступите в область света (…) все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут,
ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных —
благородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы
сами станете Христовыми. Вот и свет Преображения!»
«Мрак закона (то есть Ветхозаветного времени, до
Христа) приял светлый облак Преображения, - поет Святая Церковь, - в котором
были Моисей и Илия, и, сподобившись пресветлой славы, Богу глаголаху: Ты Еси
Бог наш, Царь Веков!»
В трех первых Евангелиях, называемых синоптическими, описания
Преображения Господня весьма сходны (Мф. 17, 1-9. Мр. 9, 2-9. Лк. 9, 28-36).
Вскоре после того как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много
пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех
апостолов - Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними:
лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как свет. Преображение
Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые
говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло
предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей
есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте».
«Приидите, взойдём на гору Господню, - призывает песнопение
праздника, - и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, славу как
Единородного Отцу, Светом приимем Свет, и, будучи возвышены Духом, Троицу
Единосущную воспоём во веки!»
Святоотеческая мысль, углубляющаяся в священную тайну
Преображения, видит его с трех сторон.
Во-первых, что есть Преображение для Самого Христа, что
нового раскрыл Он нам в Себе. Здесь самый сокровенный момент Преображения, и
потому святые отцы избегают пространно рассуждать о нем, чтобы земными словами
не исказить несказанного.
Во-вторых, рассматривается участие в Преображении святых
пророков Моисея и Илии и апостолов Петра, Иакова и Иоанна; эта сторона события
освещается гораздо подробнее.
В-третьих, Преображение Христово есть неиссякаемый источник
нравственного научения и духовного назидания.
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует
соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного. Преображение
есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех
Лиц Пресвятой Троицы.
«…Ибо закон и пророки (Тебе) яко Богу служат, - поется в
этот день, - и Сыновство по Естеству Родитель исповедая, называет (Тебя) Сыном…».
Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в
каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной
полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.
У учеников, возведенных
на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря нему они
оказались способны созерцать Божественный Свет. По мысли святителя Григория
Паламы, Фаворский Свет — это «Слава Божия» и «Царство Божие», в нем апостолам
была открыта «тайна восьмого дня», то есть будущего века, тайна того
светоносного «града» - Нового Иерусалима, о котором свидетельствует
Апокалипсис. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам
будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во
славе с ангелами», — говорит свтятитель Иоанн Златоуст. Посвящения в тайну
будущего века были удостоены лишь избранные из числа двенадцати апостолов, «столпы»
апостольского лика (Гал. 2, 9), которые одни лишь были отмечены переменой
имени, совершенной над ними Христом. Это избранники вместе с пророками Моисеем
и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь - в этом экклезиологический смысл
Преображения. В евангельском повествовании Преображение имело еще одно
значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить
апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и
добровольности Его Крестных страданий и смерти.
Об этом поется в кондаке
Преображения: «На горе преобразился Еси, и, насколько могли вместить, ученики
видели Славу Твою, Христе Боже, чтобы тогда, когда увидят Тебя распинаемым,
уразумели, что страдание Твое - вольное, и чтобы всему миру проповедали, что Ты
- воистину Отчее Сияние».
Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому
христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы,
стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять
Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит
духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на
Фаворе в Своей молитве. По свидетельству свтятителя Григория Паламы, имея в
Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для
осияния Своей плоти, - молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит
от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему
удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и
добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к
Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно - важнейший момент
христианского учения о человеке.
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому
Преображение - залог Воскресения.
«С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению,
- пишет архимандрит Киприан (Керн), - с другой стороны, своими подвижническими
усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает
греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные
помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая
мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей».
«Востаньте, ленивые, всегда вниз поникшие в землю, помыслы
моей души, - поется в икосе праздника, - возмитесь и возвысьтесь на высоту
Божественного Восхождения. Придем к Петру и к братьям Зеведеевым, и, вкупе с
ними, Фаворскую гору достигнем, чтобы увидеть с ними Славу Бога нашего. Услышим
глас, который они свыше слышали и проповедали Отчее Сияние».
Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в
отдельных его символах. Высота Горы означает, по толкованию блаженного
Феофилакта, возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание
небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов -
богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит
ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и
безмолвие, благоприятствующие молитве.
Многозначительно и само избрание Христом места, где
свершилось Преображение, так как Фавор означает чертог чистоты и света. Возведя
учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы
следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
История установления праздника уходит в самые первые века
христианства. Достоверно известно, что праздник Преображения существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения
святого Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста. Существование праздника в
IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим векам.
Сохранилось слово святого Андрея Критского на праздник Преображения Господня. В этом
слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле,
но и в смысле действительного церковного торжества.
В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили
ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет
событие и в настоящее время.
Канон праздника начинается вдохновенными словами: «Глаголы
жизни изрёк Христос Своим друзьям, и, наставляя о Божественном Царствии,
сказал: Во Мне Отца познайте, как Блистающего Светом Неприступным, в радости
поюще: поём Богу Нашему, яко Прославися!»
Древнейшим изображением события является находящаяся в храме
во имя св. Аполлинария в Равенне (Италия) фреска VI века, которая имеет
аллегорический смысл: лицо Спасителя заменено крестом в круге со звездным
фоном, апостолы же показаны в виде агнцев. Св. пророки Моисей и Илия стоят по
сторонам креста.
На греческих иконах наряду с самим Преображением можно
видеть восхождение на гору и схождение с нее. На русских иконах иногда имелись
некоторые прибавления к канону; так, например, показывалось, как один ангел
выводит из гроба Моисея, а другой сводит с облаков Илию. Известна и «ночная»
икона Преображения: на образе XVI века устюжского письма фоном для священного
события является ночное звездное небо. Полагают, что здесь не одно соблюдение
правды исторического факта, но и особый смысл: на ночном фоне молния
Преображения знаменует начало нового дня творения - будущего века.
В этот день издревле принято освящать начатки плодов. В
Греции – это виноград, в наших северных краях – яблоки, поэтому на Руси день
Преображения обрел второе, народное название – Яблочный Спас. Матерь Церковь
премудро дарует радость как душевным нашим чувствам, так и телесным.
В детских воспоминаниях И. Шмелева удивительно просто и одновременно
глубоко раскрывается смысл освящения начатков: «…Золотое и голубое утро в
холодочке. В церкви - не протолкаться. Проплывают над головами узелочки - все
яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным -
свежими яблоками. Необыкновенно, весело - будто гости, и церковь - совсем не
церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со
всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их - посмотри, Господи,
какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!».
И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и
есть – Преображение».
|