Текст Дмитрия Романова Великий Пост – особое священное
время церковного года. Церковь установила особый подготовительный период для
того, чтобы христиане входили в Великий Пост постепенно. Начиная с «сырной
недели» уже нельзя есть мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты.
Вот почему в это время так популярны блины, сметана, сыр и все прочее, что
составляет основу русской молочной кухни.
Богослужение этого периода также
особое. Вводятся элементы великопостного богослужения, носящие сугубо покаянный
характер.
Христиане стараются примириться
со всеми перед святым Постом, с этой целью люди ходят друг к другу в гости,
посещают родных и близких, общаются за совместными трапезами, дабы испросить прощения.
В этом - смысл Масленицы. Общая трапеза, как повод близким людям собраться и,
примирившись, вступить в поприще Поста.
Два последних подготовительных к
Великому посту воскресных дня посвящены темам о начале и конце человечества и
истории мира в целом.
В предпоследнее перед Великим
постом воскресенье Церковь напоминает о грядущем Втором пришествии на землю
Иисуса Христа и последующем за этим Страшном суде, на котором будет вынесено
окончательное определение о вечной участи каждого человека. Церковь подводит
нас духовно к той последней грани, которая отделит историю этого мира от
Царства Божия, время от вечности.
В церковной традиции неделя, следующая после
предпоследнего воскресения (посвященного воспоминанию о Страшном суде) перед
началом Поста, называется Мясопустной, или, по-народному, Масленицей. Устав
предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать
молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста остается совсем
немного времени. В это время издревле отмечали приближающийся приход весны –
перемены и обновления природы. И в русской церковной традиции, человек, глядя
на возрождающуюся природу, подвигается на изменения своей внутренней духовной
природы для встречи главного христианского праздника – встречи с Богом – Светлого
Христова Воскресения. Однако, прежде чем человек приблизиться к Богу, он должен
отложить от своего сердца всякую злобу, ненависть и вражду к окружающим его
людям, таким же творениям Божиим как и он сам. Поэтому и подготовительная
неделя к Великому посту – посвящена в христианском смысле одной цели –
примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в
этом настоящий смысл Масленицы.
Бытует мнение, причем достаточно
распространенное, что Масленица – это праздник скорее языческий, а не
православный. Это совсем не так. Масленица, издревле, была общенародным
торжеством, когда люди встречаются друг с другом, избавляются от застарелых
обид, прощают, мирятся. Ученые говорят, что название «Масленица» закрепилось не
ранее XVI века.
Традиционно на Руси существовали
интересные народные обычаи для воплощения в повседневной жизни христианской
идеи примирения с людьми. В своей совокупности эти сложившиеся веками традиции
и называются Масленицей.
В это время Церковь вплотную
подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, Масленица
пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в
эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица
никак не становится временем чревоугодия.
В храмах уже в масленичную среду
начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся
земными поклонами:
«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия,
смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети
моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь».
В Прощеное воскресенье
вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия
говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было послушание. Не
вкушать от древа познания добра и зла. Иначе это можно понять и как заповедь о
посте. Малейшая из возможных заповедей: не вкушать плодов одного единственного
дерева. Пост и послушание. Соблюдение поста есть послушание Матери Церкви.
Адамово изгнание... Это и есть
отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества —
Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же
есть причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с
грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом
Великого поста (Прощеное) также именуется Церковью Неделей сыропустной (так как
именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов). В
этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин
прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга
прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми
ближними.
К сожалению, в широко
распространенных у нас представлениях о Масленице и, особенно в современных
попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только
развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как
яркое проявление народной праздничной культуры. Некоторыми неверно этот период
понимается как попытка «наесться и нагуляться впрок», а прощение – как прощание
на время поста с вкусной скоромной пищей. Церковь всегда боролась с такими
воззрениями, но, естественно, мирские радости в разумной мере никто не
запрещает. Наоборот, в таком контексте по-особому ощущается переход к духовным
задачам, к строгим семи неделям Поста, к повышению нравственных требований к
себе.
В это воскресенье на Литургии
читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром
свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось
блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии,
но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв
первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал
мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само
понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес
Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того,
Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом.
И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый
Завет, основал Царство Благодати и отворил его врата для всех.
Также читается Евангельское
повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы «Отче
наш»: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам
согрешений ваших». Прощать и просить о прощении. Это два самых великих
качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба
требуют подвига любви.
В Прощеное воскресенье Церковь
дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого
поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах,
помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый
пример и первыми просят у своей паствы прощения. Примирившись со всеми,
верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже
стараться никого не осуждать.
|