Текст Дмитрия Романова.
«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12;27), -
говорит Священное Писание. С переходом человека в вечность Святая Церковь не
оставляет своего матернего попечения о нем. Мы верим, что молитва Церкви влияет
на загробную участь: на этой вере и основано поминовение усопших в соборных и
частных молитвах. Церковь освящает молитвой и подает благодатную помощь в
особые, значимые для усопшего дни: третий, девятый, сороковой, ежегодные памяти.
Но кроме частных существуют и
соборные дни памяти усопших, когда Святая Церковь молится о упокоении всех в
вере скончавшихся православных христианах. Такие дни, в силу устройства
богослужебного недельного круга, совершаются преимущественно по субботам. А
также это основано на том, что именно в Великую, «преблагословенную», Субботу,
в день покоя, Единородный Сын Божий Своею Пречистою Плотию почивал во гробе.
В Русской Церкви такие
поминовенные субботы называются «родительскими».
Святая Церковь в определенные
Уставом дни года совершает поминовение «всех от века усопших православных
христиан», сподобившихся христианской кончины, а равно и тех, которые, будучи
застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь
молитвами Церкви. Устав называет эти дни Вселенскими родительскими субботами. В
церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим
празднованием дня Святой Пасхи. В кругу богослужебного года такими днями общего
поминовения являются: Суббота мясопустная, Суббота Троицкая, Родительские
субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста.
Кроме названных выше суббот,
отмечаемых всей Полнотой Вселенского Православия, в Русской Церкви издревле
имеются еще некоторые дни, посвященные этой цели. Это:
- «Радоница» - общее поминовение умерших,
которое совершается во вторник после Фоминой недели (Антипасхи) и, наконец,
празднуемая ныне, Димитриевская родительская суббота — суббота, ближайшая к
8-му ноября (по новому стилю), дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
История установления
Димитриевской субботы
В августе 1380 года преподобный
Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с
Мамаем. «Победиши врагов своих!», - предрек святой старец. По молитвам всей
Церкви Великий Князь победил, и эта великая победа стала началом освобождения
России от монголо-татарского ига.
Об этой славной победе повествует
памятник древнерусской литературы XIV века, «Задонщина». Это сказание погружает
читателя в атмосферу первой большой победы над татарами, предопределившей
впоследствии и полное освобождение. «Звенит слава по всей земле Русской: в
Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена
русские у Дона великого на берегу». Это время небывалого доселе единения русских
раздробленных княжеств в деле спасения общей Родины. «…Не пощадим жизни своей
за землю за Русскую, и за веру Христианскую, и за обиду Великого Князя Димитрия
Ивановича!»
Средневековый автор колоритно
передает картину общего предчувствия страшной битвы: «Вот уже заскрипели телеги
меж Доном и Днепром, идут хинове на Русскую землю! Набежали серые волки с
устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на Мече (реке), хотят ринуться на
Русскую землю. То не серые волки были - пришли поганые татары, хотят пройти
войной всю Русскую землю.
Тогда гуси загоготали и лебеди
крыльями заплескали. Нет, то не гуси загоготали и не лебеди крыльями
заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А
уже гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно
грают, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы
брешут, кости чуя...»
«А бились с утра до полудня в
субботу на Рождество Пресвятой Богородицы», - сообщает автор, предположительно
рязанский боярин Софроний.
Описывая кровопролитное сражение,
он отмечает подвиг Пересвета и Осляби, братьев-монахов, благословленных на
битву преподобным Сергием. «…И сказал Пересвет-чернец Великому Князю Димитрию
Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!»
«…И говорит Ослябя-чернец своему
брату старцу Пересвету: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уж
брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой
ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру Христианскую, и за
землю Русскую, и за обиду Великого Князя Димитрия Ивановича».
«И воскликнул Князь Великий Димитрий
Иванович: «Господи Боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда,
да не посмеются надо мной враги мои!» И помолился он Богу, и Пречистой Его Матери,
и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы».
«В тот же день, в субботу, на
Рождество Святой Богородицы, разгромили христиане полки поганых на поле
Куликовом, на речке Непрядве!»
Поле битвы представляло ужасающую
картину. Очевидец пишет: «Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть:
лежат трупы христианские, словно сенные стога, у Дона великого на берегу, а
Дон-река три дня кровью текла…»
При общем количестве населения
тогдашнего Русского государства потери были просто чудовищными. Очевидец пишет:
«… посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи. И помиловал Бог
Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество».
Возвратясь домой, Димитрий
Иванович поспешил в Троицкую обитель к преподобному Сергию. Совершив
поминовение усопших воинов, Великий Князь по совету святого старца предложил церковным
властям учредить ежегодное поминовение убиенных воинов в субботу, ближайшую к
дню памяти Великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), то есть перед днем своего
небесного покровителя. Со временем в эту субботу, получившую статус
родительской, стало принято поминать не только воинов, но и всех своих усопших
родственников и близких людей.
Но первоначальный смысл этого
дорогого нашему Отечеству дня сохраняется и поныне: Димитриевская суббота,
установленная после Куликовской битвы, в первую очередь напоминает нам обо всех
тех, кто погиб, отдав жизнь, за Веру и Отечество.
|