Текст Дмитрия Романова Открываем церковный календарь и видим, что в текущем году день 9 февраля
не просто воскресный, а имеет особое название «Неделя о мытаре и фарисее».
После перечисления имен святых, празднуемых Церковью в этот день, стоит
уставная заметка: Начало Постной Триоди. И вот, впервые в наступившем году
повеяло благовонным фимиамом приближающегося священного Поста. Святая Церковь,
как чадолюбивая Матерь, начинает заблаговременно готовить нас к предстоящему
духовному подвигу.
В этот день впервые в году запели в церквях на Всенощном Бдении умилительное
песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко
храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти
благоутробною Твоею милостию».
Слушая это песнопение при мерцании свечей, с потушенным
электрическим светом, пусть каждый из нас ощутит в душе рождающееся нечто, то, что он
пронесет, взращивая его, через весь Пост и положит в Пасхальную ночь к
опустевшему Гробу в дар Воскресшему Господу. Святитель Иоанн Златоуст учит нас,
что мы должны вступать каждый раз в поприще поста с какою-либо конкретной
целью: приобрести, к примеру, какой-нибудь благочестивый навык или наоборот, избавиться
от какого-либо порока. В любом случае необходимо из каждого поста выносить
некий плод, чтобы проведенный пост был вехой, шагом в нашем духовном делании.
Еще этот день знаменует то, что отныне до Недели Всех Святых главной
книгой при богослужении будет Триодь: до Пасхи – Постная, после Пасхи –
Цветная. Как известно, служба церковная
правится по нескольким книгам одновременно, так вот в этот период тон им всем
задавать будет именно Триодь. Отсюда, период пения Триоди и называется
по-гречески: Триодион. Весь этот период подвижен, не имеет привязки к дате, к
числу и месяцу, так как зависит от дня празднования Пасхи. Пасха же не имеет
точной даты, поскольку исчисляется не по солнечному календарю, а по солнечно –
лунному.
Синаксарь (поучительное чтение) Недели о мытаре и фарисее торжественно
открывает это священное время: «В настоящий же день, с Богом и Триодь начинаем:
юже убо мнози от святых и богоносных красотодетель наших отец, добре и яко
достояше, от Святаго движими Духа, сложивше песносоделаша».
Слово «Триодь» переводится как «Трипеснец», поскольку подавляющее
большинство канонов, содержащихся в ней, состоят из трех песен и, в свою
очередь, также называются «трипеснцами». Стихи, предваряющие собой поучение,
гласят: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец
же и от человеков приими».
Что же обозначает само понятие «Неделя о мытаре и фарисее»? Следует
помнить, что в церковном календаре под словом «неделя» подразумевается один
воскресный день, семидневная же неделя (в привычном понимании) называется
«седмица». Почему же этот день «о мытаре и фарисее»? Все просто! В этот день на
Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия, в котором Господь
рассказывает притчу о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков,
как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь
два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя
вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:
Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в
дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а
унижающий себя возвысится» (Лук.18:10-14).
Толкуя притчу, очень важно проследить, чтобы не смешались два понятия:
сам человек и его дело. Фарисей и его молитва, мытарь и его молитва. Неверно
думать, что Господь, оправдав мытаря, осудил фарисея. Сказано: «Сей (мытарь)
пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей)». Не фарисея Господь
осудил, а его молитву, которую тот испортил гордыней и превозношением. Фарисей
пришел с искренним желанием помолиться Богу и искренно начал свою молитву. Что
же он говорит? «Боже! Благодарю Тебя!», - достойное начало. « …Что я не таков,
как прочие люди…», - действительно не последний ведь он человек, он регулярно
постится, жертвует десятину, в этих словах только констатация фактов, греха нет,
но есть уже тревожный сигнал: он приписывает добродетели самому себе,
перечисляя только грешников. Из его слов напрашивается вывод, что всё
человечество и есть сплошные «грабители, обидчики, прелюбодеи», как иронически
заметил свт. Иоанн Златоуст, - он весь мир осудил, а себя одного оправдал.
«…Или как этот мытарь…», - стоп! Вот и впал уже в явное осуждение, вот и вменил
ни во что свою молитву…. Ведь до сих пор он не имел в виду кого-то
определенного, а просто обобщал: есть, мол, на свете грабители, обидчики,
прелюбодеи. Но, осудив конкретного человека (и, наверное, ведь, показал рукой
на стоящего сзади мытаря), обратил свою молитву в «безумные глаголы». Об этом
говорит преподобный Андрей Критский в
Великом Покаянном каноне, - именно, что фарисей, сказав: «Боже, благодарю
Тебя», к этому прибавил уже «прочие безумные глаголы».
Правильные акценты в понимании притчи ставит нам Святитель Филарет
Московский: «…Коротка притча; но много сказано в ней! Имейте в виду, что
Церковь, говоря о фарисее, который выводится в притче, не осуждает его всецело.
Нет, больше того: она нам предлагает подражать его добродетелям и брать с него
пример. Вот он говорит, что постился два раза в неделю, отдавал постоянно
известную часть от того, что он приобретал, - отдавал как жертву; а все ли это
делают? И вот Церковь, указывая нам на это, говорит: «Постараемся, потщимся
подражать добродетелям фарисея». Но только вот чему не нужно подражать: тому,
как он сам оценил свои добродетели, как он сам к ним отнесся.
В противоположность ему, мытарь, который принес только грехи и осознавал
их, смиренно принеся в них покаяние, только просил у Господа милости, не
оправдывал себя ни условиями жизни (как это теперь постоянно бывает), ни своею
слабостью, немощью или окружающими соблазнами – ничем себя не оправдывал, а
только просил у Господа милости и её получил.
Таким образом, Церковь, когда приближается Великий Пост, и начинает сиять
заря будущего духовного света, когда приближается время усиленной молитвы и
воздержания, - указывает нам на то, как нужно молиться и как не нужно молиться.
Не нужно молиться так, как молился фарисей, а нужно молиться так, как молился
мытарь. Церковь полюбила эту молитву и часто предлагает её нам как образец
смиренной молитвы: «Боже, милостив буди
мне грешному».
Песнопение Постной Триоди призывает нас: «Не помолимся фарисейски,
братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением
зовуще: очисти ны Боже, грешныя».
Рассматривая строй церковного богослужения нельзя не удивиться и не
умилиться тому, с какой любовью и заботой святые отцы – песнотворцы веками
слагали для нас в эту сокровищницу отборные жемчужины духа и драгоценные камни веры,
составляя из них богатое узорочье песнопений и гимнов.
Ярким образчиком этого в данном случае и является Постная Триодь:
богослужебная книга и священный период времени, ведущий нас через поприще
духовных подвигов к Светлой Пасхальной Радости.
|