На
вопрос, что такое паломничество, невозможно дать однозначный ответ. Общего определения,
что «паломничество – это посещение святых мест или благочестивый обычай
совершать путешествие к святыням», явно недостаточно. Паломничество
- это не просто путешествие. Это неотъемлемая часть духовной жизни. Поэтому так
важно, что переживает человек во время поездки, что с ним происходит.
13 мая началась паломническая
поездка прихожан Благовещенского храма пос. Желнино по святым местам Москвы и Подмосковья.
В ней приняли участие 47 человек.
Рассказывает
паломница Светлана Елкина:
«14
мая, ранним утром, мы прибыли в Саввино-Сторожевский монастырь в городе Звенигороде. Побывали на богослужении
в самом древнем храме Московской области, прочитали акафист св. Савве
Строжевскому, приложились к мощам преподобного. Затем посетили освященный источник, где
набрали святой воды; купальню, где все желающие окунулись; пещерку в скиту, в которой уединялся для
молитвы преподобный Савва Сторожевский и другие монахи и настоятели
Саввино-Сторожевского монастыря.
Богородице-Рождественский
Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году на горе Стороже учеником
преподобного Сергия Радонежского преподобным Саввой Сторожевским.
Затем
участники поездки отправились в Новоиерусалимский
монастырь – мужской монастырь вблизи города Воскресенска (Истры), основанный в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов.
По замыслу патриарха, в будущем он должен был стать центром
православного мира. Под Москвой воссоздавался образ Святой Земли —
«Русские Палестины». Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские
наименования. Главный собор монастыря, Воскресенский, был скопирован с
Воскресенского собора в Иерусалиме (отсюда и название монастыря), он - точное
подобие Иерусалимского храма – дает возможность богомольцу созерцать места
спасительных Страстей и Воскресения Христова.
В монастыре для нас провели экскурсию сотрудники паломнической службы. Обитель находится на реставрации, и было
немного обидно, что нам не пришлось приложиться ко Гробу Господню (вход в
Кувуклию разрешен только по субботам и воскресеньям), однако вся мощь собора,
его красота и торжественность не
оставили нас равнодушными. Мы имели возможность поклониться святыням,
находящимся в монастыре, и набрать воды из святых источников, расположенных на
территории монастыря и поблизости от него, искупаться в Иордане. Думаю, что
года через два монастырь предстанет перед нами во всей своей красе, и мы сможем и побывать на службе, и
поклониться Гробу Господню. И остаётся только представлять - как же будет
выглядеть всё это, когда реставрация закончится.
Затем
мы поехали в Покровский
женский монастырь.
Этот монастырь в Москве у Покровской заставы известен в первую очередь тем, что
в нем хранятся чудодейственные мощи блаженной старицы Матроны. Каждый день к
монастырю стекаются сотни и сотни верующих, чтобы попросить помощи или совета у
Матронушки, поблагодарить за доброту. В дни больших праздников к воротам
монастыря бывает не протолкнуться, настолько почитаема главная святыня этого
места — мощи Святой Матронушки.
Покровский ставропигиальный женский
монастырь у Покровской заставы в Москве был основан в 1635 г. царем Михаилом
Феодоровичем. Тогда монастырь назывался «Покрова на убогих домах». Царь
пожаловал на строительство обители 17 четвертей земли. Там, где сегодня стоит монастырь,
несколько веков назад находилось кладбище для бездомных, утонувших, убитых,
казненных, замерзших и всех других, умерших без церковного покаяния людей.
Называлось это кладбище Божедомским.
«Матронушкин»
монастырь встретил нас кипенью цветов: и сирень, и магнолии, и другое
разноцветье поразило нас своей ухоженностью. А какие запахи витали
над монастырем, а какие чудные песни пели птицы! Все это невозможно
передать ни словами, ни фотографиями, только глаза, уши и сердце способно все
это запечатлеть! Матронушка встретила нас гостеприимно – в очереди к ее мощам мы
стояли всего минут 30, и на службу вечернюю успели.
Последней нашей остановкой в Москве была
Красная площадь, по которой мы также совершили экскурсию.
А потом – домой. Мнения о поездке у
паломников были разные: кто-то говорил, что надо было меньше святых мест за
одну поездку посещать, очень уж все было насыщенно; кто-то пребывал в молитве и
размышлениях о своей жизни; кто-то спал после длинного дня. У всех в памяти осталось
одно – новые места, новые впечатления, и, главное, – омовение души благодатным
прикосновением святых!
Все святые, молите Бога о нас!»
|