Текст Дмитрия Романова
Вселенскому торжеству Святой Пасхи предшествует
величественное воспоминание и прославление страданий нашего Спасителя. Мы начали
с прославления показанного Христом образа всеобщего воскресения на примере
праведного Лазаря. В Неделю Ваий мы вместе с детьми еврейскими торжественно
встретили Господа, «Грядущего на вольную страсть. С особым духовным напряжением
мы вновь будем переживать события последних дней земной жизни Спасителя. С
блудницей мы слезами омоем Его ноги в дому Симона Прокаженного, с апостолами
причастимся на Тайной Вечере. С Иосифом и Никодимом мы лобызаем изображенные на
Плащанице страшные раны нашего Избавителя. С мироносицами выйдем во тьму
Пасхальной ночи «утру глубоку». Перед закрытыми дверьми храма мы остановимся
словно перед запечатанным Гробом, и полночную тьму как гром взорвёт первое
«Христос воскресе!» Исследуя сочинения древних церковных писателей, можно с
удивлением узнать, что Древняя Церковь знала две Пасхи, вернее двуединый
праздник Пасхи, в который соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения
и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника
употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха страданий, и Пасха
Воскресная, то есть Пасха Воскресения. С течением времени из празднования Пасхи
Крестной образовалась привычная нам Страстная седмица (в древности она
называлась «Великой седмицей»), с ее торжественно-скорбными богослужениями, из
Пасхи же Воскресной — собственно Пасха со Светлой седмицей.
В таком виде и существовала «первоначально Пасха, - пишет
известный литургист профессор Михаил Скабалланович, - как убедимся из
первоначального свидетельства о ней во II веке у святителя Иринея. Даже в III
веке Пасха сводилась к посту, была Крестной Пасхой, подле которой еще и тогда
едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха
Воскресения — под видом торжественного оставления пасхального поста». Обратная перспектива В переживание всех празднуемых событий Матерь Церковь
вводит нас не ранее как после подготовительного сорокадневного периода,
называемого Святою Четыредесятницею. Сорокадневная продолжительность этого
поста установлена в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса
Христа пред началом Его служения делу нашего спасения. Таким образом, отсчитав от начала Великого Поста 40 дней, видим, что 26-го апреля, в пятницу, закончилась
Святая Четыредесятница.
Лазарева суббота и Вербное воскресение служат неким
переходным звеном от Четыредесятницы к Страстной седмице, каждый день которой,
посвящается особому воспоминанию, отраженному в песнопениях и евангельских
чтениях на утрени и литургии.
Нужно изыскать любую возможность бывать в эти дни в
храме, когда особое и неповторимое богослужение Страстной Седмицы открывает нам
величественную картину последних дней земной жизни Спасителя, Его страдания,
смерти и погребения. В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный
патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом
прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на
смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и
иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных
фарисеев у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел
истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа
человеческая, не приносящая духовных плодов: истинного покаяния, веры, молитвы
и добрых дел. В Великий Вторник Господь обличал книжников и фарисеев.
Церковь напоминает нам Его беседы и притчи, сказанные в этот день в
Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и
кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая
слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в
Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению.
Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а
вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников. На богослужении Утрени в первые три дня Страстной Седмицы
поется умилительный тропарь «Се Жених грядет в полунощи…» В Великий Четверг в богослужении вспоминаются четыре
важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь
установил новозаветное таинство Святой Евхаристии, омовение ног ученикам в знак глубокого
смирения и любви к ним, молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса
Христа Иудою на страдания и смерть. Великая Пятница - день глубокого сокрушения и сугубого
поста в честь распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа; в этот день
Божественным Спасителем была принесена Голгофская Жертва на Кресте. Верующие поклоняются Святой
Плащанице, в то время как священник читает трогательный канон о распятии
Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа
Иисуса Христа, пребывание Его во гробе, схождение Его душою во ад, возвещение
там победы над смертью и избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия,
введение разбойника в рай. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в
тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно),
во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником, и на Престоле был еси,
Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняющий) Неописанный». На Утрени Великой Субботы перед Плащаницей исполняются
так называемые «Похвалы», которые представляют в своем содержании дивное
соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости.
В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его
спасительные страдания, художественно изображается ужас и изумление всей твари при
виде Творца, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавших Его,
проливается отрадный луч надежды на Его воскресение. Умолкает «всякая плоть человеческая», когда в эту
Преблагословенную Субботу (по-еврейски «покой») упокоился во Гробе Единородный
Сын Божий.
Духовное путешествие Великий Пост – Четыредесятница плюс Лазарева суббота с
Вербным воскресением плюс Страстная Седмица - как видим, явление сложное и
неоднородное. Он появился и принял привычные для нас очертания далеко не сразу.
Церковная практика веками отшлифовывала этот драгоценный камень, пока он,
наконец, не заблестел своими многочисленными гранями, являя собой целый
комплекс священных воспоминаний и согласованных с ними спасительных
аскетических упражнений, настоящую школу покаяния. «По замыслу Святых Отцов,
Великий Пост – это путь, путешествие, - пишет протопресвитер Александр Шмеман,
- это паломничество к Пасхе, к концу, который в то же время есть и начало,
концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство,
явившееся во Христе». |