Прихожане
Благовещенского храма поселка Желнино совершили паломничество по святым местам
Подмосковья. Предлагаем вниманию читателей рассказ организатора поездки Светланы Елкиной.
«План поехать в Серафимо-Знаменский скит,
расположенный в Домодедовском районе Московской области, зрел давно – как-то
запала мне в душу эта обитель, в которую случайно, а теперь знаю, что милостью
Божией, я попала 5 лет назад.
Однако дорога туда не приводила. И вот с
весны этого года мне стала часто встречаться информация о Бутовском полигоне –
то в газете попадется, то в журнале, то в телепередаче… Неслучайно, решила я и
посмотрела по карте, как же туда добраться. Чудо – и скит, и Бутовский полигон
друг от друга находятся на расстоянии 30 км! Надо ехать! И не одной, а
поделиться этими живительными родниками с другими. Поездка была намечена на 17
сентября, но народ не набрался, и паломничество не состоялось. Однако Божий
промысел дал нам другой прекрасный осенний день - 29 сентября. В этот день,
вернее, ранним утром, мы приехали в
прекрасную уединенную лесную обитель - женский Серафимо-Знаменский скит.
Небольшой монастырь изначально был предназначен для скитской, т. е. сугубо
уединенной жизни. Он был заложен в 1910 г. матушкой Фамарью (в миру - княжна
Тамара Марджанишвили) при участии ее близкой подруги великой княгини Елисаветы
Феодоровны (прославлена в лике святых как преподобномученица). По мысли
основательниц, число насельниц в обители должно было равняться 33-м - по
числу лет земной жизни Спасителя. Скитский комплекс был построен по проекту
известного зодчего Алексея Щусева - двухпрестольный верхний Серафимо-Знаменский
храм с нижним приделом во имя святой равноапостольной Нины. Рядом
небольшая надвратная звонница, а вокруг уютные домики келий, пристроенных к
стенам обители. Освятил храм в 1912 г. митрополит Владимир (Богоявленский, ныне
прославлен в лике священномучеников). Монастырь просуществовал до 1924 г.,
после чего матушка Фамарь перебралась жить на территорию быв. Марфо-Мариинской
обители в Москве, а затем была отправлена в ссылку в Иркутскую область. По
возвращении, с 1934 г. жила в Перхушкове, а скончалась 23 июня 1936 г. и
погребена на Введенском кладбище в Москве. Отпевал ее владыка Арсений
(Жадановский).
Приехав
в наши дни в Серафимо-Знаменский скит, можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" и храм во имя преп. Серафима Саровского, в подклети — усыпальница с
престолом святой равноапостольной Нины (основательница монастыря особо чтила
эту святую.) В советский период были утрачены святые ворота, часть ограды,
здания келий, некоторые здания были перестроены. Однако сейчас монастырь
приобретает прежний вид.
Мы
отстояли службу, помолились о своих родных и близких, многие причастились
Святых Христовых Тайн. Затем нам провели экскурсию по монастырю. Послушница, проводившая
ее, с большой любовью и трепетом рассказывала о
матушке Фамари, о ее жизни и любви к Богу, так, как будто она была
современницей настоятельницы и все видела своими глазами…
Следующим
пунктом нашей поездки был Бутовский полигон – страшное, скорбное место в
истории нашей страны.
На
подмосковной земле бывшей старинной усадьбы Дрожжино в середине 30-х годов XX
в. ОГПУ была выделена "спецзона" площадью 2 кв. км, оборудованная,
как сообщили жителям ближайших деревень, под стрелковый полигон. В середине
50-х годов "зона" была ликвидирована. Но лишь в 1991 г. из архивных
документов Министерства обороны стало известно, что на "Бутовском
полигоне" производились массовые расстрелы. Часть полигона с захоронениями
была огорожена глухим забором и до 1995 г. строго охранялась. На этом бывшем
секретном объекте ОГПУ-НКВД только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октябрь
1938 г. было расстреляно 20765 человек. Возможно, их в несколько раз больше. В
основном это москвичи и жители Московской и близлежащих областей.
В
бесконечных, до пятисот метров длиной, бутовских рвах лежат останки многих
выдающихся государственных деятелей дореволюционной России. На полигоне
расстреляно и похоронено много священнослужителей Русской Православной Церкви,
от митрополита Серафима (Чичагова) до десятков диаконов, пономарей и чтецов,
всего 935 духовных лиц Русской Церкви. К лику святых причислены 199
Новомучеников, в Бутово пострадавших. «Русской Голгофой» назвал Бутово Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сейчас на территории полигона имеется
деревянный храм, который расположен непосредственно на земле, где совершались
расстрелы заключенных. Храм создан в традициях северного церковного зодчества.
Рядом с полигоном, через дорогу, к 2007
году был построен и освящён храм Новомучеников и Исповедников Российских в
Бутово. Этот храм был освящен Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром,
Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Нынешний настоятель этой церкви - священник
Кирилл Каледа, чей дед, священномученик Владимир Амбарцумов, лежит в одном из
Бутовских рвов.
На церковной территории все очень красиво,
шелестит листва, поют птицы, яблони приникают к земле из-за тяжести созревших
яблок. А в земле тысячи и тысячи невинно пострадавших наших соотечественников…
Несмотря на трагизм этого места, там
хочется быть и хочется приехать еще и еще раз.
И еще одна мечта была осуществлена в
этот день – давно хотелось побывать на службе в храме Христа Спасителя. Ровно к
17 часам мы прибыли к храму, отстояли вечернюю службу, поблагодарили Бога за
его богатые дары нам, грешным, и поехали домой.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
|