РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
«Сегодня
веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да
торжествуют Ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения
душ наших…» из богослужения Праздника
«Рождество... Чудится в этом
слове крепкий, морозный воздух,
льдистая чистота и снежность.
Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне -
Христос рождается - славите!
Христос с небес - срящите! –
слышится хруст морозный.
Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает
гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно,
густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад
- в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней
зарозовел; розово зачернелись галочки,
проснулись; брызнуло розоватой пылью,
березы позлатились, и огненно-золотые пятна
пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество». И. Шмелев
«Лето Господне».
«Христос рождается - славите! -
Христос с небес - срящите!» Опять уже скоро Рождество. Великий, чудный
Праздник. Праздник детски-чистого сердца. Праздник горячей веры и непостыдной
надежды, - говорит в своей проповеди епископ Пенсильванский Никон, - Опять будем петь гимны родившемуся Младенцу
Христу, опять будем славить Его с ангелами и вифлеемскими пастухами, опять
будем, как мудрецы востока, поклоняться Ему.
О, если бы все это действительно
переживалось нами, - продолжает епископ Никон, - а не скользило по поверхности
нашей души, если бы наконец-то проснулась наша мысль, трепетно забилось сердце,
загорелось вдохновение в груди от одного этого пения: «Христос рождается -
славите, Христос с небес – срящите», и мы, действительно сделали бы над собой
усилие подняться навстречу Христу и с безграничной любовью, с восторгом и
благоговейным страхом, приникнув к яслям Христовым, отошли бы потом от них, как
пастухи Вифлеема, «славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели».
Снова Милосердный Господь
благословил нас дожить и встретить светлый праздник Рождества. Снова мы
приглашаемся к яслям Богомладенца и имеем возможность вместе с патухами и
волхвами поклониться Ему и принести свои дары. Но способны ли мы прочувствовать
тайну Боговоплощения? Что значит для нас это Рождение и каким смыслом оно
наполняет жизнь каждого из нас?
Или даже и в такой день мы не
сможем вырваться из рутины повседневности, и он пройдет стороной, и мы так и не
уподобимся вифлеемским пастухам, и не наполнятся наши сердца тем, «что мы
видели и слышали»?
В начало статьи неспроста
вынесена цитата из Ивана Шмелева. Его сердце действительно полно тем, что он
видел и слышал. Эти воспоминания о трагически потерянной и горячо любимой
Родине не просто живы, они – осязаемы. Неужели мы начнем что-то ценить, лишь
потеряв это?
Вырвемся из потока обыденности и в
преддверии великого Торжества освежим в памяти и в сердцах то, что
предшествовало Рождеству Христову и неразрывно с ним связано.
Мир накануне Рождества
Грехопадение деформировало и
извратило душевные силы и природу человека, разложение которого определило
историю человечества. Пять с половиной тысяч лет понадобились человечеству,
чтобы развить все заложенные в нем потенциальные возможности, создать все
философские системы и исчерпать заложенные в них философские идеи, осознав их
тщетность и бесплодность, развить искусство до высших степеней, сделать
основополагающие открытия в науке и вместе с тем убедиться в своем нравственном
и интеллектуальном бессилии. Человечество дошло до какой-то трагической грани,
исчерпав свои силы и возможности. Оно увидело, что спасти себя не может.
Поэтому в эпоху перед Рождеством
Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Его прихода напряженно ждал
весь мир: и иудеи и язычники. Иудеи ожидали Его пришествия на основании
пророчества; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с
нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения
Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда,
когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что Царство
Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое
будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую
седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.
Перепись
Ко времени земной жизни Христа
Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской Империи и управлялась
наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения
налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Римские власти
считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно
законам народа. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида, и поэтому должны были
записаться в том городе, откуда происходил их предок — в Вифлееме Иудейском.
В суровое время года и без всяких средств
должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и
по трудному пути. Для совершения этого пути требовалось как минимум трое суток
странствования. Вифлеем, небольшой город, в древности называвшийся Евфрафа,
лежит к югу от Иерусалима на пути к Хеврону и отстоит от Назарета на три дня
пути. В Вифлееме родился царь Давид и там же помазан на царство; в Вифлееме был
весь род Давида, и потому он по справедливости называется фамильным городом
царя Давида.
Вифлеем
Пришествие Христа совершилось в
безмолвии и тайне: Вифлеем — образ мира — не узнал своего Спасителя. Мир,
ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа. Истинному Христу, который
принес Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем
закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. До сих пор мир
ненавидел и ненавидит Христа.
На канонической Рождественской
иконе всегда поражает и приковывает взгляд внутренность пещеры, закрашенная
черным цветом. Это – не от недостатка фантазии или художественного вкуса
иконописца. Икона – это богословие в красках, и эта тьма иллюстрирует слова
Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:5). В
греческом оригинале мысль звучит точнее, буквально: тьма не захотела быть
пронизанной светом. Ведь любые предметы видимы настолько, насколько они
способны отражать направленный на них свет, и чем больше они отражают, тем,
стало быть, они светлее. Полностью черные свет не отражают вообще. Это символ
глухой вражды и ненависти, которыми встретил Младенца Христа мир. На некоторых
иконах на заднем плане пишется город (Вифлеем) с наглухо запертыми воротами.
Зима и ночь
Христос родился зимой. Хоть в
Святой Земле она не так сурова как у нас, но зима – это знак духовного
состояния человечества: полночь и тьма, повисшие над землей. Важный символ: Он
родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда еще самые
короткие дни, но уже совершился поворот солнца к лету.
Первое пришествия Христа содержит
в себе таинственные указания на Его второе пришествие: будет духовная зима —
потеря человечеством любви, духовная ночь — померкнет свет веры, только как
мерцающие огоньки звезд останется благочестие на земле.
В ночь Рождества Вифлеем спал
глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Богомладенца. Мир принял
своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь
согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке
сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи.
Чистые сердцем
Стояла тишина. Израиль — Народ
Божий — спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет
разлился вокруг. Они испугались, пришли в ужас. «Не бойтесь,— сказал им Ангел,—
я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам
в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот найдете
Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, услышав ангельское
благовестие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своем
собственном сердце. Их чистые души не были черны, они были способны отразить в
себе небесный свет.
Пришествие Христа на землю —
свет, озаривший всю Вселенную. Боговоплощение – определяющее событие не только
человеческой, земной истории, оно значимо и для мира Ангельского: они, не в
силах постичь эту великую тайну, смиренно славословят Творца. В Рождественских
песнопениях Церковь повторяет свой победоносный гимн, слова: «С нами Бог!». Бог
- с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости.
«Мудрые звездоблюстители»
Волхвы, то есть мудрецы, обладатели
тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками
священными) взяли на себя труд пойти и поклониться Родившемуся Царю.
Мудрые потому, что они
действительно искали истину, и поклониться пришли именно они, а не сильные мира
сего, которые не становятся на колени перед Божеством, укрытом в маленьком
человеке. Если они и станут искать правду у маленького человека, то не для
того, чтобы почтить, а чтоб использовать в своих целях или убрать с дороги,
если мешает.
Мудрецы с Востока, взявшие на
себя труд и риск большого путешествия, скорее всего, были знакомы с
ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку в Вавилоне существовала большая
иудейская диаспора.
В богослужебных текстах они еще
иногда именуются царями. Дело в том, что общество на Востоке (Месопотамия,
Персия) было кастовым, поэтому обладателями тайных знаний могли быть
представители только высшей касты, к которой принадлежали правители и жрецы.
По преданию, имена евангельских
волхвов были: Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы
спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались
проповедниками. Как говорит предание, свою веру они засвидетельствовали
мученической кончиной за Христа. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас
находятся в Кельнском соборе Германии.
Избиение младенцев
«Тогда Ирод, увидев себя
осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в
Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое
выведал от волхвов».(Мф. 2; 16)
Чего добивался Ирод, посылая
воинов на избиение младенцев в Вифлееме? История хорошо сохранила нравственный
облик этого, с позволения сказать, человека. Как и любой узурпатор, он
патологически боялся потерять свою власть. Боялся настолько, что не только
истребил родных братьев, но убивал и сыновей, боясь, что они попытаются
свергнуть его и завладеть троном. Кесарь Август в Риме шутил: «У Ирода
безопаснее быть свиньей, чем царевичем!» (как известно, иудеи не ели свиного
мяса). И вдруг волхвы на площадях его, Иродовой, столицы спрашивают: «Где
Родившийся Царь Иудейский?» Можно представить, каким приступом злобы
захлебнулся безумный властолюбец.
Осознавал ли он, Кого покушался
убить? Святые Отцы говорят: знал. Это был акт открытого богоборчества, ведь
призвав книжников, он спросил: «Где Христос раждается?» Те ответили: «В
Вифлееме Иудейском». Речь идет только о Рождении Мессии, предреченном
пророками.
Существует еще мнение, что он
совершил это осознанное злодеяние для того, чтобы увязать в народной памяти
приход Спасителя с этим страшным изуверством, чтобы люди отшатнулись от Мессии,
не в силах принять Его, так как в их умах Его пришествие ассоциируется с
ужасом.
Неспроста имя Ирода стало
нарицательным для самых отъявленных негодяев.
Праздник мира
«Слава в вышних Богу, и на земли
мир», - воспели Ангелы в ту святую ночь. По преданию в год Рождества не было
войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся
душе и больной совести. Он единственный, кто может даровать сердцу человека мир
и покой.
«Настоящая ночь есть ночь примирения, - такими
словами начинает славить Рождество Христово преподобный Ефрем Сирин, - поэтому
никто не гневайся на брата и не оскорбляй его. Сия ночь даровала мир целому
миру: итак никто не угрожай; это - ночь Кротчайшего - никто не будь жесток; это
ночь Смиренного - никто не гордись. Ныне день радости - не будем мстить за
обиды; ныне день благоволения - не будем жестокими. В сей день тишины не станем
обуреваться гневом. Сегодня Бог пришел к грешникам - не превозносись же,
праведник, пред грешным! Сегодня Пребогатый обнищал ради нас; пригласи же,
богатый, бедняка на свою трапезу. Сегодня мы получили дар, коего не просили;
будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят. Нынешний день
отверз небесную дверь молитвам нашим: отворим и мы дверь сию просящим у нас
прощения. Ныне Божество положило на себя печать человечества, чтобы
человечество украсилось печатию Божества!»
|