Сегодня мы празднуем Рождество Божией Матери, и наша мысль
обращена именно к Ней, потому как от Царицы Небесной началось домостроительство
нашего спасения и преодоление разделения, существовавшего между Богом и
человеком с момента грехопадения.
Обратимся с вами к истории Рождества Божией Матери.
Известно, что Пресвятая Богородица родилась от престарелых бесплодных родителей
в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от
Иерусалима. Это был самый маловажный городок во всей Галилее: ''от Назарета
может ли что добро быти?' - говорили евреи, когда слышали, что оттуда явился
великий Пророк Иисус. Согласно предсказаниям пророков, обетованный Спаситель
мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского
плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось
племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с
простым народом.
В Назарете жила благочестивая чета - Иоаким и Анна. Иоаким
происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью
священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария,
София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна
Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали
заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения,
сколько своим смирением и милосердием.
Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была
проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Они были бы счастливы, если
б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени
бесчадие считальсь бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что
потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого
рода чрез рождение обетованного Мессии. По закону, поддерживаемому фарисеями,
Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный,
любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и
не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая
вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не
теряя надежды на милость Божию.
В великие праздники они посещали Иерусалим. Так ко дню
обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими
соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив
его бесчадием: ''Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя
Свое благословение''. Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и,
не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал,
постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания,
чтобы даровано было ему чадо в старости.
В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу,
неутешно плакала Анна. С глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои
слезные молитвы. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: ''Анна!
Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся
все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему
миру''. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она
встретит у Золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула:
''Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и
пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его''. Ангел Божий
явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: ''Господь принял твои молитвы:
жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и
там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это''.
Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в
храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования
Господа. Православная Церковь с древних времен празднует 22 декабря зачатие
Пресвятой Богородицы. По промыслу Божьему это произошло от престарелых,
лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми
признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить
главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель
мира.
Ни блеск, ни слава мира не окружали колыбели Прсевятой
Богородицы: они померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери
Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со
дня воплощения от Нее Спасителя мира.
Испросим же у святых Иоакима и Анны помощи в несении своего
креста без ропота, а у Матери Божией - смирения. Ведь смирение является корнем
всех добродетелей, и дается оно нелегко. Аминь.
Иерей Андрей Маношкин, клирик храма Воскресения Христова г.
Дзержинска |