Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Каждый год, готовясь к встрече Светлого Христова Воскресения, Святая Церковь вступает в поприще Святой Четыредесятницы, или Великого Поста.
Заповедь поста - одна из древнейших заповедей, данных Богом еще нашим прародителям. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него…" (Быт.2;16-17). Нарушение этой заповеди и стало одной из главных причин грехопадения Адама и Евы, а как следствие, и всего произошедшего от них человечества. Поэтому во все последующие времена пост признавался одним из главных средств в деле духовного возрождения и совершенствования человека. Постились великие ветхозаветные пророки - Моисей, Илия, Даниил и многие другие; наконец, Сам Господь Иисус Христос перед началом Своего служения постился "сорок дней и сорок ночей" (Мф.4;2). Следуя Его примеру, и Новозаветная Церковь с первых времен своего существования свято хранила заповедь поста.
Чем же является пост для нас, христиан? Зачастую пост воспринимается многими в обыденном, узком смысле, просто как воздержание от скоромной пищи, своего рода диета. Конечно, пост телесный, как воздержание от определенных видов пищи, плотских утех и развлечений - одно из главных средств в борьбе со своими страстями и пороками, а также знак того, что мы хоть чем-то в своей жизни готовы пожертвовать ради любви к Богу. Но "постясь, братия, телесно, постимся и духовно", призывает нас в эти дни Св. Церковь в одном из своих песнопений. В чем же состоит суть поста духовного?
Самая главная и неотъемлемая его часть - покаяние. Свт. Тихон Задонский пишет о нем так: "Истинное покаяние состоит в следующем. Мы должны оставить прежние грехи и ими, как мерзостью, гнушаться; об этих грехах сожалеть, просить милости у Бога, исповедаться духовнику и всячески беречься других грехов; прощать ближнему согрешения, чтобы нам самим Бог оставил их; проявлять любовь и милость ко всем, чтобы самим получить милость - "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф.5;7); смирять себя, ибо смиряющий себя вознесется; никого не осуждать, ни на кого не клеветать; молиться Богу всегда, чтобы не впасть во искушение: "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение" (Мф.26,41), говорит Христос".
Чем же достигается подобное покаянное состояние? В первую очередь, ему должен сопутствовать подвиг молитвы. Если мы обратим внимание на особенности совершения Великопостного богослужения, мы не сможем не заметить его большей продолжительности, совершения его с меньшей, чем обычно, торжественностью, большим количеством земных поклонов, преобладанием покаянных молитвословий. Естественно, что подобным покаянным молитвенным состоянием должны проникаться все мы и в нашей домашней молитве. Чтобы молитва постящегося о прощении грехов была действенней пред Господом, Святая Церковь учит нас соединять молитвенный труд с делами милосердия. Кающийся должен изменить свое небрежное, а, подчас, и жестокое отношение к людям. Еще за несколько столетий до Рождества Христова, Господь через пророка Исаию говорил: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя" (Ис.58;6-8).
Таким образом, пост - это духовный подвиг, направленный на коренное изменение нашей внешней и внутренней жизни, преодоление греха со всеми его последствиями. И, наконец, конечная цель и венец этого подвига - это духовное обновление нашей души, приобретаемое в Таинствах Исповеди и Причащения Святых Тела и Крови Христовых.
Однако каждый раз в преддверии Великого поста начинают возникать вопросы: а как поститься тем, кто по каким-либо уважительным причинам, как то: болезнь, тяжелый физический труд, беременность, военная служба и. т. д., не может соблюдать пост в той мере, как это предписывает Церковный Устав? Ведь Великий Пост - самый строгий; в течение всего поста только в субботы и воскресенья разрешается вкушение пищи с растительным маслом, а вкушение рыбы - только дважды: в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Конечно же, Церковь, призывая своих чад к посту, не пытается возложить на них "бремена тяжкие и неудобоносимые" и, безусловно, допускает послабление или вовсе отмену поста для тех людей, кто не может в полной мере его соблюдать. Но это не значит, что таким людям о посте можно вовсе забыть. Послабление поста телесного ни в коем случае не умаляет духовной его составляющей, и всякий раз, принимая решение о том, как нам поститься, желательно посоветоваться со своим духовником или приходским священником, чтобы, взяв его благословение на послабление поста, получить совет, как и чем мы могли бы это восполнить. Для кого-то это может быть усугубление молитвенного правила, чтение большего количества духовной литературы, поклоны и. т. п., а самое главное - внимательное и строгое наблюдение за своим внутренним духовным состоянием. Итак, постараемся, "душеполезную совершивше Четыредесятницу", обновленными покаянием, с чистым сердцем встретить Светлое Воскресение Господа и Спасителя нашего, Которому слава во веки. Аминь.
Иерей Максим Кузнецов, клирик храма Воскресения Христова г. Дзержинска
|