Уважаемая редакция! Хотелось бы на страницах вашей газеты узнать подробнее, как с точки зрения христианства следует оценивать народные заговоры, которые вроде бы несут народную мудрость? Или все заговоры – это язычество, оккультизм? Почему люди все-таки получают как бы пользу? Целители пытаются использовать «народную мудрость» и христианские молитвы в сочетании с заговорами – не кощунство ли это? Как остановить зло, которое эти «целители» творят? Прихожанин Васильев А. Н.
Мы попросили ответить на вопрос священника храма Воскресения Христова г. Дзержинска о. Сергия Муратова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7) - эти слова Спасителя вспоминаются, когда приходится слышать от людей, вроде бы православных, посещающих церковь, недоуменный вопрос: «А почему батюшки не разрешают лечиться у «бабушек»? Ведь они лечат молитвой!» А кое-кто даже восторгается: «Ведь помогают же! Да и иконы у них есть, и в молитвах они обращаются к Богу». И при том, что о вреде, который наносится человеку и его душе при обращении к «бабушкам», знахаркам и прочим «народным целителям», Церковь неоднозначно высказывалась, приходится в очередной раз возвращаться к этой теме.
Иной раз кажется, что люди не хотят слышать того, что им сказано в Священном Писании: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой и изгоняет их от лица твоего». (Втор.18.10-12). Может, некоторые считают, что это не касается так называемых целителей? Стоит пристальней вглядеться в действия их, чтобы понять: их деятельность - это прямое лукавство.
То, что они называют молитвами, в буквальном смысле является заговорами, заклинаниями – оккультными текстами, в которых призываются стихии природы, определенного рода силы, без которых, по их мнению, призывания одного имени Божия недостаточно. Для примера возьмем заговор для приостановления кровотечения из книги М. Забылина «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (М.,1880). Предваряется это заклинание так же, как и православные молитвы: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», а далее следует откровенная магия – «…Доселева было при Агаряне царе, небо медно и земля железна и не дала плоду от себя. Как утихнулись и ужахнулись реки и ручьи, и малые источники, так бы утихнулась у раба (имярек) кровь горячая и щепота, и ломота, и много пособляешь всем моим словом, как ключ небо, и замок земля», - ну а в конце обычное – «аминь, аминь, аминь» (всё ж таки «молитва»!). Для суеверных людей эта бессмыслица, действительно, может показаться молитвой. А это очевидный грех богохульства, когда имя Божие употребляется всуе, что является прямым нарушением третьей Заповеди. Доверчивые люди порой недоумевают: «но ведь они же (целители) верующие». Но это не аргумент. Апостол Иаков предупреждал: «И бесы веруют, и трепещут». (Иак.2.19) Да, бесы, и те трепещут пред Богом. Этим же людям, которые думают, что они своим «лечением» помогают болящим, страх Божий неведом. Они пребывают в полной уверенности, что способны повлиять на состояние здоровья человека. О том, что «исцеляясь», человек одновременно приобретает другую болезнь, от которой он, скорее всего, пойдет лечиться к ним же, они умалчивают.
О том, что в Церкви Христовой есть необходимые средства для того, чтобы человек мог пребывать и в телесном и в душевном здравии, вспоминают, как правило, когда болезнь уже запущена. А ведь достаточно было бы регулярно приходить на исповедь, причащаться Святых Христовых Тайн, обращаться к Таинству Елеоосвящения (соборования). И в них, в Таинствах, действует Божия Сила, благодать, призываемая именно молитвами, а не заговорами. И слово-то какое: заговор. Так и хочется спросить: заговор против кого? Заговор – это всегда тайное, скрытое действие (не путать с Таинствами). И если сравнить обычную молитву и заговор, то станет ясно «кто» и против «кого». Заговор против Бога, с применением именно элементов молитвы, что может быть кощунственнее? А для демонов это самая радость, что люди искажают и оскверняют само понятие «молитва».
Приведем еще один пример – сравнительный. Вот текст заговора на устранение родимца из уже упоминаемой нами книги: «Ребенка, подвергшегося родимцу, поят и моют водой, над которою говорят слова: «Грызу я, загрызаю, уйму я, унимаю на рабе Божием (имярек) двенадцать родимцев. Как мертвый от могилы не ворочается, так бы и на раба Божия (имярек) эти двенадцать родимцев никогда бы не ворочались, веки по веки. Отныне и до века» (стр.391). Вот такой водицей – с «мертвечатинкой» и поят бедного ребенка.
А послушайте, какими молитвенными словами обращается к Богу православный священник, освящая воду: «…Тебе ныне смиренно недостойнии раби Твои молим и мили ся деем, посли благодать Пресвятаго Духа на воду сию, и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти ю (её), и даруй ей благодать и благословение Иорданово, и силу вся скверны очищающую и всяк недуг исцеляющую, и бесов и всех наветов и козней их, прогонительную. И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, быти всем от нея с верою пиющим, приемлющим же и кроплящимся рабом Твоим, грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякого зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домовом же и всякому месту освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание, и благодати Твоей присвоение». А вот теперь, как говорят, почувствуйте разницу.
О том, что лукавые люди могут использовать церковные средства в своих злонамереньях, известно издревле. Обратимся опять к Священному Писанию – одному из непререкаемых источников нашего вероучения. Вот отрывок из Деяний святых Апостолов: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. (Деян.19:11-17)
И если кто-то говорит о наличии в домах «целителей» икон и свечей, то пусть знает, что это для того, чтобы обмануть доверчивых людей. О таких «делателях» святой апостол Павел писал: «…лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды...» (2Кор. 11: 13- 15). Так вот, если сам сатана, диавол, для того, чтобы обмануть человека, может предстать в образе «ангела светла», то и иконы, свечи и псевдомолитвы в домах подобного рода «лекарей» выполняют ту же функцию – увести человека от Бога и привести его к окончательной погибели.
Какое же оружие против начал, властей и миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной применять, чтобы оградить себя от возможных соблазнов скорейшего, без лишних усилий души и трезвения «исцеления»? Сознательное, основанное на вере во всемогущество Единого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего «в мир грешныя спасти», противление всем дьявольским силам, по слову Апостола: «Противитеся же диаволу, и бежит от вас». (Иак. 4:7) Необходимо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за «помощь» полученную при соучастии разного рода «целителей», как бы с черного хода, все равно надо будет платить, только вот «какой выкуп даст человек за душу свою»? (Мф.16:26)
Источник: ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА АВТОРА СТАТЬИ ОБЯЗАТЕЛЬНА! |