Недавно мне приснился сон, под впечатлением от которого я ходила несколько дней, пытаясь его «разгадать», советовалась с подругами, но так и не поняла, что этот сон означал. Как вообще Церковь советует относиться к сновидениям? Ирина М. На вопрос отвечает иерей Алексий Шлячков, клирик храма Воскресения Христова г. Дзержинска. Вопрос о веровании снам тревожил людей всегда, не исключение и наше время. Волнует этот вопрос и верующих. Думаю, у каждого человека были сны, после которых возникал вопрос: «К чему бы это? Откуда это?» Некоторые люди их просто отвергают, иные не обращают на них внимание, а есть и те, которые на основании снов хотят узнать что-то полезное для себя. Замечу сразу, что сам я отношу себя ко второй категории. Но вообще надо сказать, что все три точки зрения имеют право на существование, если подходить к ним трезво и с христианским рассуждением. Отвергать сны, чтобы не быть искушенным лукавым, считаю, что это правильно. Не обращать на них внимание, чтобы не впасть в прелесть – тоже хорошо. И делать для себя какие-то выводы можно, но, как говорится, осторожно, не всем и не всегда, делать это может только духовно опытный человек. У афонских иноков в отношении снов и сверхъестественных явлений есть правило: «Не принимай и не отвергай». Это мудрое правило спасет человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати, а также оградит и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати. Если человек не живет с Богом, не имеет в себе Его Духа, то наяву он находится во власти страстей, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится под влиянием лукавого духа, который непрерывно внушает ему мысли и чувствования. То же лукавый дух продолжает делать и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, т. к. воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над душой, он заставляет ее переживать нелепые, иногда нечистые положения, в соответствии с той нечистотой мыслей, которые допускала душа наяву. Вот почему святые отцы, в качестве общего правила, запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая свои сны за откровения. Приведу высказывания о снах некоторых святых отцов, людей, живших верой и бодрствованием, имевших в себе Духа Божия. Именно о них писал апостол Петр в своем послании словами пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать сыны ваши…, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32). Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божиим откровениям. Его ученик св. Никита Стифат разделяет сны на: 1) простые сны, 2) «зрения», 3) «откровения». Второй и третий типы – сновидения людей, уже достигших каких-либо ступеней совершенства. А для большинства, т. е. для нас с вами, остается правило святых отцов – не придавать снам значения. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задуматься вот в каком плане: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе? Повторю, рассуждать о снах можно только с духовно мудрым человеком, а не с самим собой или соседом по скамейке. Вот еще несколько общих советов: 1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. 2) Если же вы не уверены, что сон от Бога, в особенности если он касается неважных предметов, то нет надобности обращать на такие сны внимание, т. к. в результате повышенного внимания к каждому сну можно сделаться суеверным и подпасть под грех. 3) Если сон влечет человека ко греху, то таковой сон следует тут же отвергать. Св. Феофан Затворник писал: «Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но так как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то и лучше забывать их». |