По святым местам Украины. Дневник паломницы.
Четверг, 4 мая
В 12-00 началась моя поездка к святыням Украины. Именно в это время мы с супругом сели в автобус, где уже ехали другие паломники (группа была из Городца, Заволжья, Н.Новгорода и Дзержинска). Они уже отслужили молебен перед дальней дорогой и читали акафисты святым. Едем к Москве. Ничего интересного, знакомая дорога.
Пятница, 5 мая
К таможне подъехали в 5 часов утра, быстро пересекли нашу границу. Украинцы же выдали специальные бланки, которые нужно было заполнить. Это вызвало определенную трудность у пожилых паломников. Они перепутывали строчки, номер автобуса, сидящая за мной женщина даже неправильно написала свое отчество. А в это время овчарка обнюхивала наши сумки в багажном отделении (из-за чего я в шутку высказала свое опасение за 2 колечка колбасы и кусочек сыра, лежащие в моем пакете), затем, проверив наши вещи в салоне, собака спокойно уселась около автобуса. Умная. Не польстилась на мои припасы.
И вот мы снова в пути. Впереди – Чернигов, читаю мужу строки Пушкина: «И дым Отечества нам сладок и приятен …», ведь с Украиной у него связаны воспоминания о детстве. В окне мелькают села, сразу обращаем внимание на наличие всякой живности во дворах: гусей, коров, лошадей, часто видны улья.
К обеду мы в Чернигове. Первая наша остановка - в Спасо-Преображенском соборе. Здесь покоятся мощи Преподобных Феодосия и Лаврентия, к которым мы благоговейно прикладываемся. Всем хочется поставить свечи и помолиться перед иконами, но нет валюты, а на русские рубли ничего не продают. Прикладываемся к иконам. Несколько «копийок» у меня в кошельке было, поэтому покупаю самые дешевые свечи (примерно 2 руб. 40 коп. на наши деньги) и раздаю паломникам. Нас ждет еще один монастырь в Чернигове – Свято-Успенский Елецкий. Здесь нас радушно встретили, накормили в трапезной. Ах, как вкусна благословенная пища! О своих деликатесах никто и не вспомнил, все ели с удовольствием постный суп и кашу. Насытив себя телесной пищей, идем за пищей духовной в храм, покупаем иконы Преподобных Феодосия и Лаврентия Черниговских, икону Божией Матери Елецкая, свечи, книги о монастыре и акафисты святым. От монахини узнаем историю монастыря.
В 1060 году в окрестностях Чернигова на ели был найден образ Богородицы. На месте обретения святой иконы Черниговский князь Святослав Ярославич (1054-1073) возвел храм Успения Богородицы. Церковь неоднократно горела во время татаро-монгольского нашествия и нашествия поляков
Преподобный Феодосий Черниговский (к мощам которого мы прикладывались в Спасо-Преображенском соборе) был архимандритом монастыря с 1688 года. Настоятелем Елецкого монастыря в 1697 году был назначен Святитель Дмитрий Ростовский, в это время кроме «Житий» он написал много других сочинений, которые хранились в монастырском архиве. В 1860 году их отыскал и издал архиепископ Филарет Гумилевский, который почти постоянно проживал здесь. В этой обители в 1916 году был возведен в в сан священника прп. Лаврентий Черниговский, а в 1928 здесь же - в сан архимандрита. Намоленное место...
Матушка приложила деревянный посох прп. Лаврентия к голове и спине каждого из нашей группы для исцеления от болезней. Набираем воды из монастырского колодца, фотографируемся и продолжаем путешествие.
Через 3 часа перед нами появился Киев.
Первая наша остановка - Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Здесь мы прикладываемся к иконам, начинается вечерняя служба. Любое благое дело не обходится без искушений. В этом монастыре мы должны были заночевать, но что–то не сложилось, и после длительных переговоров и звонков нашего гида по Украине, переезжаем в Свято-Покровский монастырь. Он расположен среди домов, поэтому, оставив автобус далеко на улице, с вещами пробираемся к паломническому корпусу монастыря. Трапезничаем. Долго устраиваемся на ночлег, ведь на нас здесь не рассчитывали. Мне досталась комната со сдвинутыми деревянными лежаками и постельными принадлежностями на 10 человек. Нас было 15 или 16. Быстро оценив обстановку, пожилая часть нашего коллектива быстро рванула вперед. В результате этого, я никак не могла уместиться в промежуток 10 см. между женщинами и осталась в коридоре на лавке. После неоднократного вмешательства дежурных послушниц, наконец-то растянулась на кровати, ощущая чьи-то колени в боку.
Суббота, 6 мая
Встаем в 5 часов утра, идем в храм на раннюю службу, по дороге осматриваем монастырь (вчера в темноте этого сделать не смогли). Храмы поражают своим большим размером и необычным розовым цветом. Прикладываемся к иконам, пишем записочки и покупаем свечи. Но на литургию едем в Зверинецкие Пещеры.
Они расположены на живописном холме на окраине чудесного ботанического сада. Когда-то Киевские князья содержали здесь зверей и птиц для охоты (собак, соколов и т.д.), затем поселились первые монахи еще задолго до образования Киево-Печерской Лавры. Священник служит в храме, который представляет собой небольшое углубление в стене среди узких проходов. Таинственно и тихо. Держим в руках для освещения свечи.
После литургии поднимаемся на поверхность и, пройдя по цветущим аллеям сада, попадаем в Свято-Троицкий Ионинский монастырь, состоящий из одного храма и названный так в честь преподобного Ионы Киевского (мощи которого находятся здесь). Долго рассматриваю колокольню, которая представляет собой раму из металлических уголков с прикрепленными к ней колоколами (около 10). Мысленно переношу ее в Дзержинск и представляю как зазвучали бы большие колокола на весь город.
Но гид опять торопит: «Уже полдень, по графику мы должны быть в Лавре». Подъезжаем. Главные ворота закрыты, пройти через них можно только в калитку за 10 гривен (60 рублей), т.к. эта территория является музеем и бесплатный доступ к Успенскому собору возможен только во время службы. Спускаемся вниз через другой вход и попадаем в Ближние пещеры. Нам кратко рассказывают об истории основания Лавры и о некоторых из 73 святых, мощи которых почивают здесь. Почти все записывают в блокнотах о том, какому святому молиться в тех или иных случаях.
По длинной галерее проходим к дальним пещерам. Здесь покоятся мощи 50 святых, а так же мироточивые главы неизвестных по именам угодников Божиих. Главы не открыты для прикладывания, поэтому рассматриваем их через решетку.
После посещения пещер для подкрепления своих сил направляемся на трапезу в скит Киево-Печерской Лавры Голосеевскую пустынь. Недалеко от Голосеева находится Китаева пустынь, куда мы и заезжаем. Она знаменита тем, что здесь подвизалась в пещере прп.Досифея, благословившая Прохора Мошнина идти в Саров, предугадав в скромном благочестивом юноше будущего святого- преподобного Серафима Саровского. Проходим через живописные пруды и поднимаемся в гору к входу в пещеры. Паломницы по дороге поют: «Богородице, Дево, радуйся…» К нам присоединяются киевляне - мальчик около 4 лет с мамой. Звонко звучит тоненький детский голосок, напевая молитву. Спрашиваем: «Как тебя зовут?» «Серафим!» - Отвечает женщина.- «Увидел вас, и потянул меня сюда, повторяя слова «крестный ход, крестный ход»»...
В пещерах холодно и сумрачно. Молимся прп. Досифее, по очереди укладываемся на каменную лежанку с просьбой об исцелении телесных недугов. Гид рассказывает, что Досифея (Дария, уроженка богатого и знатного рода Тяпкиных) подвизалась здесь в мужском виде с именем Досифей. Первые иконы ее тоже писались с мужским лицом, но сразу же темнели. Так святая указывала на написание женского лица.
Около 5 часов вечера. Собираемся для поездки в Лавру. Вспоминаем, что у нас есть сухарики и маслице от батюшки Серафима и жалеем, что не подарили это маленькому киевлянину. Думаем: «Где они теперь? Они же отстали по дороге». И вот перед самой отправкой автобуса около него появляется фигура Серафима с мамой. Маленькое чудо!
В Лавре началась вечерняя архиерейская служба. Поражает красотой пятиярусный иконостас, 2 хора торжественно поют: «Христос Воскресе…». Голоса высокие, сочные. Кручу головой на 180 градусов, хочется все запомнить. Но старший группы прерывает это пребывание в «раю» известием, что исповедывают в другом храме. Исповедываемся. После вечерней службы - снова в дорогу.
Проезжаем храм великомученицы Варвары. Узнаем, что он захвачен филаретовцами (под видом реставрационных работ), мощи куда-то вывезены, и что православные вряд ли их увидят. На одной из площадей города в сквере – большая армейская палатка. Гид рассказывает: «К одному из храмов ночью подъехали филаретовцы, «болгаркой» разрезали дверь и захватили храм. Теперь нашего батюшку туда не пускают. Он разбил эту палатку и служит там, прихожане круглосуточно читают Псалтырь».
Воскресение, 7 мая
В Почаев приехали в 5-30 утра. Ворота еще закрыты. С интересом слушаем рассказ гида об истории Лавры. В 6-00 открываются лаврские ворота и мы проходим в Свято-Троицкий собор. Храм весь заполнен народом. Перед причастием батюшка объявляет, что могут причаститься только те, кто допущен лаврскими священниками на исповеди. Волнуемся. Отец диакон (был в нашей группе) объясняет, что мы паломники из России и по времени не могли вчера быть здесь, просит благословения на причастие. Причащаемся. Слава Богу!
Направляемся в Успенский собор. Там служат акафист перед Почаевской чудотворной иконой Божией Матери. Она находится над Царскими Вратами в звездообразном киоте и опускается вниз. С благоговением прикладываюсь. Более 400 лет эта икона чудодейственной силой низводит благодать Божию на молящихся. За небольшой оградкой в этом же соборе находится другая святыня - Стопа Божьей Матери. Над Стопой - покрытый шелковым платом ковчег, на плате – изображение стопы Богородицы; за ним на стене отлитое и украшенное изображение явления Богоматери. Под ковчегом на камне находится след самой Стопы, источающий святую воду, которая исцеляет от душевных и телесных недугов. С трепетом прикладываюсь к ковчегу, принимаю из рук монаха небольшой ковш с водой. Молю Царицу Небесную о помощи, о ходатайстве перед Господом за меня, грешную.
Спустившись по лестнице и пройдя длинный коридор-галерею, на стенах которого изображены святые Руси, входим в храм Преподобного Иова. Становимся в длинную очередь. Наконец, слева показался вход в каменную пещеру, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия. Прикладываемся. Храм был возведен в 1774 году на склоне горы. На стенах изображены важнейшие события земной жизни и посмертного прославления преподобного Иова: его кончина, явление митрополиту Киевскому Дионисию, обретение мощей. От входа в храм до иконостаса на арочном своде роспись, повествующая о крестном пути Спасителя. По рекомендации нашего гида по Украине Татьяны пересекаем храм поперек и смотрим вверх. Кажется, что Крест в руках Иосифа Аримафейского с росписи, повествующей о Распятии Господа нашего, тоже поворачивается вслед.
Полдень. После трапезы выезжаем в город для размещения на ночлег. Дзержинские паломники останавливаются у одного хозяина в частном секторе. Вытряхиваем вещи. Хочется принять горячий душ (наконец-то!) и растянуться на постели. Но насыщенная программа не дает такой возможности. Направляемся к небольшой кладбищенской церкви недалеко от Лавры. Здесь похоронены архимандриты, монахи Лавры, здесь находится могила прп.Амфилохия. Татьяна рассказывает об архимандрите Ахилле (в схиме Феодосий), который преставился 20.06.2003 на 96 году жизни и похоронен здесь. Являясь духовным чадом этого старца, она написала книгу о нем и издала ее. К нам подошел седой невысокий старичок и заговорил. Голос показался знакомым. Оказывается, он знал и общался с прп.Амфилохием и его я слышала на кассете, купленной в Дзержинске. Продолжаем путь.
Следующая наша остановка - Свято-Духовский скит Почаевской Лавры. Здесь находится колодец глубиной 108 метров. Когда-то враги окружили эти места, и у монахов закончилась вода, тогда они и вырыли этот колодец (интересно, каким способом). Послушник неторопливо крутит колесо. Пьем целебную воду, набираем в бутылочки.
На вечерней службе мы снова в Лавре. Голова не вмещает всей информации и благодати Божией, ноги от усталости подкашиваются. Присаживаюсь на небольшой пластмассовый стул у дверей. Рядом устраивается бабушка с клюшкой из местных жителей и спрашивает: «Ты католичка?».
- Нет, я из России. А почему вы об этом спросили?, - отвечаю.
- Католички платок завязывают сзади, посмотри, Богородица нам в пример вокруг головы плат повязала», - показывает на стену храма.
Перевязываю свой платок.
- Как твое имя? Подам за тебя заказную записку, - продолжает общение она.
Вот уж, действительно, нет здесь «… ни иудея, ни эллина …», ни украинца, ни россиянина, а собрались братья и сестры во Христе.
После службы спускаемся снова в храм Преподобного Иова. При написании книги о старце Ахилле (и раньше), Татьяна подолгу жила в Лавре, общалась с лаврским духовенством и благочинным. Благодаря этому, в 8 часов вечера нам одним открыли храм для посещении маленькой пещерки, где молился святой Иов. Отец диакон начал читать акафист преподобному. Послушник рассказывает, что некоторые за нераскаянные грехи вылезти из пещеры не могли, и только после исповеди вызванного сюда священника выходили наружу. Отверстие в пещеру очень маленькое. Окидываю взглядом свою фигуру и понимаю, что, наверное, не пролезу. Мысленно вспоминаю слова «по вере вашей да будет вам», молюсь. С группой из 6 женщин отправляюсь ко входу в пещеру. Предыдущая группа появляется не вся, осталась одна пожилая женщина, испугавшись, что не вылезет обратно. Усилиями послушника и паломника – мужчины (который остался в пещере для помощи женщинам), ее удалось вытащить. Трясусь от страха (вот лукавый нагнал). Но, с молитвой, вытягиваю вперед руки и буквально ныряю вниз, в пещеру. После меня здесь оказывается еще 5 женщин. Молимся. От нахлынувшей благодати ничего вокруг не ощущаю, только где-то вдалеке (стояла рядом) слышу причитания бабушки к прп. Иову о помощи. Возвращаемся назад. Трое из группы так и не посетили эту пещерку.
10 часов вечера. Пора на ночлег. Вдруг соображаем, что днем не запомнили, где находится наш дом, и не знаем его адрес. После длинной дискуссии идем наугад. Проделав петлю метров в 400, дошли.
Понедельник, 8 мая
Поднимаемся в 5 утра и с вещами направляемся к автобусу. Сегодня начинается дорога домой. На ранней службе опять в Лавре
8 часов утра. Сидим в автобусе и ждем 2 паломниц. Они не успели вчера приложиться к иконе Почаевской Божией Матери, и, не внимая распоряжениям старшего группы, ждут окончания литургии, когда опустят икону. Доводы всех паломников о послушании, о необходимости отъезда и дальней дороге ни к чему не приводят. Между тем, икону так сегодня и не опустили.
Примерно через 2 часа попадаем в Кременецкий Богоявленский монастырь. Сейчас мы находимся в предгорьях Карпат и напротив монастыря видим на поросшей густым лесом горе разрушенную крепость. Какой живописный вид! В монастыре прикладываюсь к мощам целителя Пантелеимона и ощущаю теплоту и чуть заметную пульсацию на губах. Если бы мне кто-нибудь сказал раньше об этом, то точно бы не поверила. Здесь много икон с мощами: великомученицы Екатерины, преподобного Нила Столобенского и другие.
Следующая наша остановка в пути – скит праведной Анны со святым источником. Окунаемся. Матушки угощают куличом с чаем. Фотографируемся.
Проезжаем город Ровно, сворачиваем с трассы, автобус трясется и подпрыгивает. Через полчаса приезжаем в село Липки в Успенский монастырь. Окунаемся в святом источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Иеромонах Тихон рассказывает о чудесах исцелений, произошедших здесь, показывает росписи в храме (сделаны только в алтаре и под куполом). У меня навернулись слезы, у 30 монахов в глухом селе храмы расписываются, а у нас в Дзержинске с более чем 200 тысячным населением храм Иоанна Крестителя так и стоит белый. Господи, помилуй нас, грешных!
Батюшка говорит о захвате православных монастырей филаретовцами и о погромах националистов. Так, в одной из епархий Западной Украины, узнав о нападении, благочинный благословил всех священников с прихожанами выступить на защиту монастыря. Там же семерых монахинь вечером выволокли из келий и жестоко избили. Монахи отстаивают свои монастыри не только молитвой, но и физически. Пишем записочки, покупаем свечи, делаем пожертвования. Расстаемся с о.Тихоном, понимая, что насельники находятся как на передовой.
Весь остаток дня проводим в пути.
Понедельник, 9 мая
Границу пересекаем опять рано утром. Автобус поливают какой-то жидкостью от птичьего гриппа, что задерживает нас на 2 часа. Весь день в дороге. Читаем акафист «Слава Богу за все», акафисты святым. Ноги распухли, туфли не одеваются. Но эти временные телесные неудобства ничто по сравнению с полученными духовными дарами. За спиной как будто выросли крылья. В 11-30 вечера приезжаем в Дзержинск. Слава Богу за все!
Елена Ласкевич |