Нужно ли православному человеку заниматься политикой: участвовать в выборах всех уровней, разбираться в законах и указах, пытаться повлиять на деятельность законодательной и исполнительной властей? Чаще всего мы с вами отвечаем на этот вопрос отрицательно. Другого мнения придерживается пресс-секретарь Союза православных граждан, научный сотрудник отдела Украины института стран СНГ Кирилл Фролов. Недавно, будучи в нашем городе проездом из Дивеево, Кирилл Александрович любезно согласился дать эксклюзивное интервью для нашей газеты. - Кирилл Александрович, поясните, пожалуйста, что собой представляет Союз православных граждан, и кто в него входит? - Союз православных граждан - крупнейшая церковная общественная организация, созданная в 1995 году. Ее председатель - Валентин Лебедев - главный редактор журнала "Православная беседа". Духовник союза - доктор богословия протоиерей Владислав Свешников. В Союз входят информационный центр "Радонеж", журнал "Русский дом", медико-просветительский центр "Жизнь", представители различных политических организаций. Мощные отделения Союза действуют на Украине и в Белоруссии. Руководящий орган Союза - Православное политическое совещание, куда входят главные представители всех организаций-участников, а также видные церковно-общественные, политические деятели, депутаты Думы, ученые. - Чем занимается Союз? - Главная задача Союза православных граждан - защита интересов Русской Православной Церкви. Члены Союза уже 6 лет (в прошлом году мы праздновали наше 5-летие и получили от Святейшего Патриарха Алексия II поздравительную грамоту) постоянно проводят общественно-значимые мероприятия. Так, недавно нами был подготовлен законопроект "О социальном партнерстве Церкви и государства", принятие которого откроет Церкви дорогу в образование, медицину и другие общественные институты. Православным нельзя забывать о том, что хотя Церковь отделена от государства, она не отделена от общества. Также СПГ принял участие в подготовке последнего закона "О свободе совести". Те пункты, которые были важны для священноначалия и в целом для всей Русской Православной Церкви, были приняты, в том числе и стараниями членов союза. Весной этого года мы организовывали протестные шествия и многотысячные митинги в Москве и в Украине против визита Папы Иоанна Павла II в Украину. Не чурается СПГ и политических акций. Нужно пытаться хоть в какой-то степени привнести в нынешний политический процесс высоконравственные евангельские начала. Этим летом прозвучали высказывания Президента РФ Владимира Путина, который сказал, что в основе возрождения России могут и должны лежать идеалы Святой Руси. Это созвучно с идеей СПГ о том, что православие является тем фундаментом, на котором основывается Россия. Во время недавних выборов в Красноярске мы поддерживали депутата Глазьева. В своей предвыборной кампании он проявил решимость в случае победы оказать содействие строительству храмов в ключевых точках города, созданию комплекса православных СМИ (интернет-сайта, газеты, радио - и телеканала), которые освещали бы жизнь общества и государства с православных позиций. Планировалось также создание системы богословского образования для мирян, чтобы была возможность подготовки православных политиков, журналистов, педагогов, бизнесменов. Поддерживая Глазьева, мы основывались на том, что он является сопредседателем СПГ и прихожанином отца Владислава Свешникова. - Существует ли какой-то уставной документ, регламентирующий деятельность СПГ? - Наша деятельность основывается на Социальной концепции Русской Православной Церкви, согласно которой миряне обязаны защищать интересы Церкви, но не имеют права выступать от всей Ее полноты. Есть целый ряд инициатив, где именно православный народ должен проявлять свою активность, например, отстаивание введения в школах основ православия, православного воспитания в детских садах. Православная общественность должна уметь самоорганизовываться, не быть мертвым грузом. СПГ призван стать координационным центром этих социально значимых инициатив. Например, центр "Жизнь" провел 10 тысяч лекций о недопустимости абортов, в том числе в женских консультациях, школах, Вузах. - Вы считаете, что православная общественность достаточно активна для подобной социальной работы? - Да, в среде мирян таится огромная невостребованная социальная энергия, зачастую она используется экстремистами и провокаторами - чего стоит истерия вокруг ИНН. Почему она возникла? Люди хотят служить Церкви, но их энергию не направили в нужное русло, их ревностью воспользовались политические силы, желающие взорвать Церковь изнутри. Нам кажется, что здесь еще не все потеряно. СПГ является методическим центром позитивного социального служения. То, что идея политического служения православных мирян скомпрометирована истерическими крикунами, требующими канонизации Грозного и Распутина, вовсе не значит, что мы должны быть пассивны. Православных большинство в России, так почему же мы не отстаиваем свои интересы? Почему нет православного лобби в Госдуме? Неужели среди нас нет потенциальных лидеров? Нужно научиться их находить, выращивать, пестовать. Недавно был принят антицерковный закон о культурных ценностях, который существенно затрудняет возвращение Церкви награбленного большевиками, а "ревностные православные" во время принятия этого закона пикетировали не Думу, а Московскую патриархию - боролись с ИНН. Этот бы атом да в мирных целях! - То есть сама ситуация сегодня требует от каждого православного мирянина ответственного отношения к своему месту в Церкви, в обществе, в государстве? - Да, Русская Православная Церковь сегодня стала объектом нападок со стороны влиятельных оппонентов. Речь идет о политическом католицизме, политическом исламизме и воинствующем секуляризме. Эти силы настоятельно стремятся выдвинуть Православную Церковь на обочину политической жизни, так как она осталась единственной уцелевшей структурой на территории исторической России. - Расшифруйте, пожалуйста, какие именно шаги предпринимают политические противники Православной Церкви? - Антицерковное лобби в России вновь пытается создать совет по делам религий, который душил Церковь еще при советской власти. Нас пытаются успокоить, что это будет консультационный орган, но это демагогия. Не случайно и Патриарх, и Святейший Синод в категорической форме выступают против восстановления этой организации. Между тем, в Москве уже создан специальный интернет-сайт "Религия и государство", который открыто пропагандирует эту идею. Этот так называемый независимый совет по делам религий призван ограничить православное свидетельство в СМИ. Сторонники этого проекта утверждают, что деятельность православного журналиста должна быть ограничена деятельностью общины, потому что он якобы субъективен. А в светских СМИ отображать жизнь Церкви должны светские надконфессиональные журналисты. По сути, это план удушения православной миссии в СМИ. Под предлогом субъективности православного журналиста могут уволить и поставить на его место эксперта, который не замедлит использовать против Церкви грязные PR-технологии. Эти люди рвутся к власти и уже в значительной степени получили доступ к административным рычагам. Например, один из таких идеологов и создателей вышеупомянутого одиозного сайта Александр Щипков одновременно является чиновником министерства печати. Конечно же, православные граждане не должны пассивно отсиживаться в стороне от политики, когда у нас еще есть возможность влиять на политическую ситуацию. Нам сегодня нельзя экономить на информационной политике и брезгливо устраняться от попыток отвести возможные беды от Родины и от Церкви. БЕСЕДОВАЛА ЕВГЕНИЯ НИКИФОРОВА. |