«Возможно ли в одно и то же время молитвенно прославлять и мучеников, и их жестоких гонителей? Ибо канонизация царя Иоанна Грозного фактически поставила бы под сомнение исповеднический подвиг святителя Филиппа и священномученика Корнилия Псково-Печерского, который, по свидетельству летописи, «от тленного сего жития земным царем был предпослан к Небесному Царю в вечное жилище». Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство» Святейший Патриарх Алексий II Эта женщина каждое воскресенье выносит на один из оживленных перекрестков нашего города лоток с церковной утварью. Она никогда не торгует молча – у нее миссионерский дар. Торговля – не главное, проповедовать покаяние важнее, это бесспорно. Вот только что такое – покаяться? В представлении нашей милой дамы это – исповедовать личный грех цареубийства, признать страстотерпца царя Николая искупителем наших грехов, а Григория Распутина и Ивана Грозного – святыми. И иного пути к Богу будто бы нет и быть не может. А те, кто не признает этих ультрарадикальных религиозных установок – жиды, масоны, враги Церкви и пособники Антихриста. Вступать в дискуссии с раскольниками, еретиками и сектантами неполезно даже опытным и образованным богословам. Для человека же, впервые столкнувшегося с софистическими изысками вероотступников, пререкания с ними мучительны и душевредны. «Как же так, - растерянно спрашивает наивный прохожий у миссионерши, - Вы говорите, что Распутин святой, а Патриарх называет его авантюристом, говорит, что о канонизации и речи быть не может…» «А вот старцы, - проповедница со значением делает паузу, - считают, что если Распутин не святой, то и царь не мученик. А священники многие сейчас так онечестивились, что их слушать нельзя. Да вот возьмите, почитайте, здесь все написано». И смущенный прохожий получает в подарок пачку листовок или газет. Из которых черпает такие, например, «откровения»: «Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть двери антихристу! Раньше Церковь готовила народ для рая, а теперь для ада. …Все в руках Патриарха и архиереев, но они – за безбожную власть!» Это высказывания так называемой старицы Пелагеи Рязанской, тиражируемые газетой «Жизнь Вечная». «Жизнь вечная» - псевдоцерковное диссидентское издание, которое еще с начала девяностых старается навязать православным высокомерное, пренебрежительное отношение к священноначалию. Ведь если убедить мирянина в том, что богоучрежденной иерархии в Церкви больше не существует - эту информацию якобы «старцы познали в Духе», то потом он проглотит любую ересь в обертке «истинное православие». И неубедительны тогда для него такие, например, слова Святейшего об очевидных нормах жизни в Церкви: «Решения Соборов, Священного Синода, выступления Предстоятеля Церкви по церковным вопросам – это официальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром для клириков, состоящих в ее юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере обязаны воздерживаться от публичного оглашения их» (Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16.12.1998г.) «А - а, - злорадно прищурится вкусивший «истину»,- жжет правда нечестивых! Но нас замолчать не заставишь!» Идеями и целями эта раскольническая группировка богатеет день ото дня. Сейчас вот у них модно «не молчать» по трем пунктам. Во-первых, провозглашается необходимость перенесения почитания искупительного подвига Христа на царя-мученика (этим возводится хула и на Бога, и на святого страстотерпца). Во-вторых, они торопятся прославить в лике святых Грозного с Распутиным. Разговоры о прославлении «Григория Нового» и «Ивана Великого» дают неверующим повод для смеха, а верующих заставляют содрогнуться. Совершенно очевидно, что «святость» этих личностей, о которой говорят сторонники их канонизации, не следует из каких-либо исторических фактов. Чтобы здесь, на земле, признать кого-то из почивших Гражданином Неба, следует не торопясь взвесить все за и против. И стоит ли провозглашать святость во что бы то ни стало, когда от многочисленных «против» в глазах рябит? Если это действительно угодник Божий, то он простит Церкви осторожность. Как не обижаются ангелы, когда люди, узрев их духовными очами, крестят и говорят «не верю», боясь прелестных искушений. Почитание того или иного святого никогда не вносилось Церковью в Символ веры. Так, когда в 417 году в Константинополь было с почетом привезено тело Иоанна Златоуста, святитель Кирилл Александрийский негодующе сказал: «Если Иоанн – епископ, то почему Иуда не апостол?». Но это заблуждение не умаляет святости свт. Кирилла. А в акафисте Григорию Распутину (он издан два с лишним года назад) читаем такой пассаж: «Радуйся, яко хула на тя, яко хула на Духа Святого, николи же простится». Вот так, не больше и не меньше. В Евангелии писано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мтф. 12-32). На Христа хулу Господь готов простить, а на Распутина, оказывается, нет. В общем, если следовать этой логике, то у преподобной мученицы Елизаветы Федоровны шансов на спасение маловато: порицала она этого «старца» и устно, и письменно. Так кому и зачем нужна эта натужная канонизация? В чем причина истерики? Еще в 1991 году, на московском епархиальном собрании Патриарх предположил: «Необходимо сказать... об одном неприятном явлении. В последнее время появилось довольно много, с позволения сказать, икон царя Иоанна Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей, причем прекрасно изданных. Им составляются молитвы, тропари, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, с «черного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить не очень осведомленных людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, то чтобы быть последовательными, надо деканонизировать, например, митрополита Московского Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского. Нельзя же поклоняться и убийцам, и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых? Если же такие люди действуют не вполне сознательно, а подчиняясь своим эмоциям, стремясь к сильной власти, олицетворяемой Иваном Грозным, желая увидеть наконец в России порядок, – а это оправданно при той атмосфере моральной неразборчивости и криминального разгула, которые царят в нашем государстве, – то им следовало бы понять элементарную истину, много раз доказанную историей: несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним насилием и вообще каким бы то ни было другим злом. Корень зла не вне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении моральных устоев, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным, глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу». То есть причин назревающего раскола видно три. Две из них чисто политические. Первая – кому-то необходимо «скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет». Вторая – это чья-то нужда в монархическом движении. Но поскольку новые монархисты, «опричники», как они сами себя называют, своей пропагандистской деятельностью неустанно дискредитируют саму идею монархии, то, очевидно, что причины эти зациклены друг на друге. Так кто же этот таинственный «кто-то», виновник наших мучительных поисков? Недоброжелателей у Церкви много. Достаточно вспомнить кощунство в музее Сахарова, последнюю «матерную» выставку в галерее Марата Гельмана и многое (ох, многое) другое, чтобы в этом убедиться. В принципе не так уж и важно, кто именно взращивает внутри Православия рассаду мракобесия, кто руководит «партизанским» легионом. Но вот пресс-секретарь Союза православных граждан К. Фролов в своем докладе на Рождественских чтениях в Красноярске сообщил, что движению «За Право жить без ИНН» оказывает неофициальную поддержку Фонд Эффективной Политики Г. Павловского. А один из сотрудников Фонда – Голышев после работы идет бороться с ИНН, являясь активным участником движения. Что ж, СМИ Фонда Экономической Политики («Русский журнал», например) давно известны своей горячей антипатией к Московскому Патриархату. Им куда более по душе суздальские раскольники – так называемая «Российская православная автономная церковь» во главе с Валентином Русанцовым, осужденным недавно за педофилию (он лишен сана и Русской Православной Церковью, и Русской Православной Церковью Заграницей). Видимо, спонсировать церковные расколы – их конек. Во всяком случае, то, что борцы с ИНН хорошо финансируются – это факт. Мыслимое ли дело – разослать кассеты со страшилками во все церковные приходы от Москвы до самых до окраин, чтобы там их раздавать бесплатно всем желающим? Отказ от ИНН и от новых паспортов – это, кстати, еще один вероучительный пункт наших «ревнителей». Принявшие ИНН, по их представлениям, подлежат геенне огненной. Дескать, печать. До ИНН опасность печати таили штрих–коды на продуктах и …уколы. Здесь хочется глубоко вздохнуть – от усталости, от безысходности. Помните, когда вопрос ИНН громко обсуждался, все православные старцы в один голос заявили, что «ничто внешнее не может повредить душе человеческой». Да, ИНН и прочие «коды» - это шаг к глобализации. Да, глобализация – это шаг к царству антихриста, который ведет борьбу за власть над родом человеческим с Церковью Христовой. Именно с Церковью, именно она, как тело Христово, главный его противник здесь. И противостоит Церковь духам злобы поднебесной, в первую очередь и главным образом, своей Таинственной жизнью. Евхаристией, Богообщением, а не политическими актами. В своем определении по вопросу ИНН Синод не сказал, что все верующие обязаны принять ИНН. Синод признал этот вопрос не религиозным. Если вы считаете, что ваш отказ от ИНН – суть противостояние глобализации, то принятие решения – на вашей гражданской совести. Однако может оказаться совсем наоборот – верующие от лица Церкви станут противостоять государству, Православие объявят экстремистской религией, влияние Церкви на общество ослабнет, властителем дум станет «Нью эйдж» - почва для прихода князя мира окажется взрыхленной и удобренной. А снова говорить про «запечатывающий» смысл ИНН, ссылаясь на старцев, после того как были опубликованы послания к верующим о. Иоанна (Крестьянкина), о. Кирилла (Павлова), о. Николая Гурьянова – просто неуважительно по отношению к этим праведникам. Ссылаться на неких абстрактных старцев для подтверждения своих самых бредовых идей – неписаное правило поборников «нового благочестия». Здесь открывается третья причина нестроений – людское невежество вкупе с повышенной эмоциональностью. Не желая замечать, насколько далеки их взгляды и настроения от ортодоксальных, провокаторы раскола находят своему упорству объяснения в прямом смысле «чудесные». Познакомясь с ними поближе, вы вскоре убедитесь, что там каждый пятый – «духоносец», а каждый второй «духовидец». Дама, с которой начался наш рассказ, на вопрос прохожего, повторяющийся в разговоре рефреном: «Откуда вы знаете?», не стесняясь, отвечала: «Одной женщине явилась Богоматерь», «моей знакомой во сне Серафим Саровский велел…» и даже «мне Господь сказал…» Сейчас, например, они добиваются прославления Богородичной иконы, которая была написана со слов женщины, которая пережила некое явление, когда в день Покрова Пресвятой Богородицы «по хвори своей не пошла в храм». И разве не должен сомневаться в истинности чуда человек, для которого сама Богородица дороже своих изображений? Если поводом для написания иконы было прелестное наваждение, будет ли этот «образ» угоден Владычице? И должны ли мы ему поклониться? Рассуждая об опасности ИНН, эти люди любят вспоминать истории, когда подвижники погибали, доверившись нечистому, явившемуся в виде светлого ангела. Но налоговых номеров никто не боготворит, по крайней мере в Церкви. А вот хулители священноначалия, доверяя собственным впечатлениям, возводя их в разряд Богодухновенных, поклоняются грешникам, как святым (в случае с Грозным и Распутиным), и святым как Богу (в теории про царя-искупителя). А усвоение человеком лжи, принятой им за истину, как сказал свт. Игнатий Брянчанинов, есть прелесть. Прелестное состояние, естественно, приносит свои плоды. Настроение в группировках, о которых идет речь – гремучая смесь рафинированного благочестия и агрессии. С одной стороны, крестные ходы, непрестанное чтение молитв и акафистов, «земелька», «водичка», «маслице» и чудеса, чудеса, чудеса. Именно такая сугубая их «набожность» заставляет мучиться людей, которые, находясь внутри такой общины, не разделяют, однако, пропагандируемые там взгляды. «Они гораздо лучше меня, значит они правы. Мой здравый смысл должен разбиться о скалу их святости» - горюет сомневающийся среди бесконечных явлений и мироточений. (Мироточат, у них, кстати сказать, все иконы подряд и очень обильно. По объему мироточения они не сравнятся даже с католиками, у которых тоже чудеса в обиходе. Разве что секта «богородичников» могла бы составить здесь конкуренцию – у тех однажды замироточил весь тираж свежеизданной газеты. Уж не подобными ли чудесами антихрист «прельстит и избранных»?) С другой стороны, яркой чертой церковных «харизматов» является бдительность, как клинический симптом. Везде (в смысле на улице, в автобусе, в церкви) они видят врагов – колдунов, ФСБешников, масонов (возможны варианты). При этом отношение к врагам крайне агрессивное – о том, как «царь Иоанн Великий своими собственными руками багром топил жидовствующих!», здесь рассказывается с пиететом. Списки жидовствующих регулярно пополняются – сюда заносятся все, кто выразил свое несогласие. Приговор выносится через СМИ («Русский Вестник», «Русь православная», «Царский опричник», «Сербский крест», интернет-сайты «Благословение», «Русь Православная», «Православное радио Санкт-Петербурга» и передачу «От сердца к сердцу» («Голос России»). От оскорбительного титула «жидовствующий» православных не спасают ни ученые степени по Богословию, ни степени священства. У нас, в провинции все эти распри переживаются особенно болезненно. Вот и Дзержинское благочиние – мир, где почти все друг друга знают. Знакома многим и женщина с листовками и ее единомышленики. Многие невыносимо скорбят и страдают: «Что же делать? Как жить дальше? Как относиться к ближним?» На последний вопрос ответ простой. Нам следует беречь любовь, не смотря ни на что. Обличая заблуждения, не выносить суд над заблуждающимися. Протоиерей Александр Новопашин, выступая на Рождественских чтениях с обличением сектантских тенденций в некоторых внутрицерковных группах, констатировал: «Большинство сектантов и раскольников для Церкви не враги (даже если они сами так считают), а потерявшиеся дети. И Церковь-Мать всегда рада их возвращению». Чем укрепиться тому, кого разрывают сомнения? Молитвой, изучением Церковной истории и рассуждением. Рассуждение Иоанн Златоуст назвал главным оружием против искушений. Многие еретики откалывались от Церкви, поскольку считали, что Она погрязла во грехах. Где они сейчас? А Церковь, слава Господу, жива. Грядет неделя Торжества Православия. Торжество Церкви Христовой, которая стоит на вере, как на скале 2000 лет, и ничто не содрогнется под Нею. Этой верой святые «побеждали царство, творили правду, получали обетование, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужие» (Евр., 11, 34). В воскресенье мы празднуем победу седьмого Вселенского Собора над ересью иконоборчества. Сокрушила наша вера и бессчетное количество других ересей - от арианства до обновленчества. Давайте же вспомним про святых отцов, которые на протяжении всей Церковной истории мучительно трудно отстаивали у еретиков православное вероучение – Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Григория Паламу, Афанасия Великого, Марка Эфесского. И искренне, всерьез попросим их помощи в разрешении нынешних церковных конфликтов. Ведь святителям более чем понятна наша скорбь и наша ревность о торжестве Православия. «Ты овца? Повинуйся своему пастырю, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а чтобы отвратить от заблуждения. Любите пастырей как дети родителей, потому что через них вы родились для вечности, через них - получили Царство, их руками совершается все, через них отверзаются вам Врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился Страшных Тайн». Свт. Иоанн Златоуст Редакция газеты «Воскресные вести» |