Если среди современных родителей провести социологический опрос «Чем увлекаются ваши дети?», большинство, конечно же, ответят: «Компьютером!». Причем у одних ответ прозвучит с гордостью, а у других – с отчаянием. Первые довольны тем, что их ребенок – не наркоман и не воришка. А вторые не в силах больше спокойно смотреть, как сын или дочь с каждым днем все больше замыкаются… Нет, даже не в себе – в электронном коконе, который, как черная дыра, поглощает детские радости, силы, время. Так что же такое – компьютер? Как быть родителям – смириться с издержками компьютерной грамотности чада, как с неизбежностью, или запретить и близко приближаться к этому ящику с мегабайтами? Попробуем разобраться. Чего не стоит бояться Какие опасности таит в себе компьютер? Чем он может навредить человеку, его телу и душе? Во-первых, хочется сразу привести слова священника Александра Дубинина: «Многие верующие люди, особенно старшего поколения, относятся к любому компьютеру с суеверным ужасом: одни считают эту «умную машину» чем-то вроде орудия Антихриста, другие утверждают, что в нем «бес сидит» и что помещение, где стоит компьютер, осквернено. Даже выключенный компьютер кажется им угрожающим. Они решительно против всякого его применения, особенно для нужд Церкви... Но компьютер - всего лишь машина, вещь, дело рук человеческих. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля - смотря как мы будем использовать это сложное изобретение». Действительно, компьютер - это всего лишь куча железа. Самый интеллектуальный «Пентиум» имеет разума не больше, чем конструктор «Сделай сам». И работает исключительно в соответствии с программой, которую написал для нее обычный живой человек. Считается, что наиболее опасно излучение монитора. Но все жидкокристаллические (плоские) экраны и переносные компьютеры-ноутбуки вообще не излучают. Что касается «обычных» мониторов, то они являются источниками электромагнитного излучения сверхнизкой частоты – но не больше, чем другие электроприборы, и уж точно меньше, чем телевизор. Опасными в этом плане могут оказаться только довольно старые (выпущенные лет 10 назад) мониторы. Но даже в этом случае можно отдельно приобрести защитный экран. Наибольший вред работа на компьютере может нанести глазам. Офтальмологи рекомендуют тем, кто вынужден много сидеть перед монитором, две элементарные вещи: небольшие перерывы в работе и гимнастика для глаз. И конечно, лучше выбрать монитор с так называемым «зерном» не более 0.26 и частотой обновления экрана 60 герц и выше. А если хотите иметь полную гарантию безопасности для здоровья, ваш монитор должен соответствовать стандартам ТСО 92, 95 или 99. То есть, работа на компьютере физического здоровья отнимает не больше, чем любая другая. Если, конечно, соблюдать санитарные нормы. Неразвивающая игрушка Но для ребенка компьютер – не рабочий инструмент. Проблемы возникают, когда компьютер становится любимой игрушкой, и отнимает сначала все свободное время, а потом и те часы, которые предназначены для учебы, чтения и даже прогулок с друзьями. Родители на работе, а подросток, вернувшись из школы, с головой уходит в виртуальный мир. И, конечно же, не вспоминает ни о «перерывах в работе», ни о «гимнастике для глаз». От непомерных нагрузок зрение резко падает. Кроме того, у ребенка повышается утомляемость, появляется необоснованная раздражительность, развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, ухудшается общее самочувствие. Все чаще всплывает весьма характерный диагноз - карпальный туннельный синдром. Суть болячки в поражении нервных стволов, управляющих кистью. Ведь руки любого пользователя персоналки находятся в фиксированном положении, а при длительной работе с клавиатурой или мышкой в запястьях происходит замедление кровотока. Примерно то же самое происходит, если долго стоять по стойке «смирно». Но «смирно» застывает только тело ребенка. В душе его в это время бушуют такие страсти, каких и иной взрослый не испытывал. Ведь для ребёнка игра - это главный способ познания окружающего мира. И что происходит, когда окружающий мир сужается до рамок виртуального, когда не интересны никакие игры, кроме компьютерных? Привыкнув к выдуманному, игровому миру, юный игрок начинает неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. Во-вторых, компьютерные игры вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям, к легкости в достижении цели, отучают от терпения, ослабляют силу воли, столь необходимые для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа “бац”, “ты-ды-ды” и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач. Но и это не самое страшное. Захочу - погублю Для молодежи третьего тысячелетия книги и походы в кино оказались просто скучны. Чтобы завоевать рынок, программисты действуют строго в соответствии со спросом. А рынок, к сожалению, требует не логических воспитывающих программ, а насильственных сцен. Цель большинства компьютерных игр - убийство, основное действие - убийство. Чего стоят одни только восклицания дошкольника, сидящего за пультом домашнего компьютера! У матерей, воспитывавшихся не на таких кровожадных забавах, стынет сердце, когда из соседней комнаты доносится тоненький голосок: «Меня убили! Я убит!». Здесь могут возразить: дескать, и раньше дети играли в войну, в солдатики. Разве там не убивали? Даже в шахматах и шашках, где «едят» фигуры противника тоже совершается условное убийство. Все это так, но в компьютерных играх граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма. И сдвигается все больше и больше. Недаром сейчас принято говорить о виртуальной реальности. Среди новых игровых «правдоподобностей» попадаются крайне гнусные и циничные. Вот, например, одна «гонка» - действие разворачивается не на абстрактных территориях с непонятными пропастями, шахтами и каналами, а в обычных городах, где течет мирная, размеренная жизнь обывателей. Задача играющего – задавить как можно больше пешеходов. Ведь каждый задавленный человек – это 100 кредиток и несколько дополнительных секунд игры. А если задавить его каким-нибудь извращенным способом, то и приз будет больше. В зависимости от способа наезда у людей отрываются руки или ноги и отлетают в сторону, оставляя на экране кровавый след. Компьютерные игры подспудно формируют у современных детей психологию сверхчеловека. А что еще может получиться из ребенка, который уничтожает отдельных людей или даже целые города и государства простым нажатием кнопок? Он сидит перед экраном, а там - много маленьких движущихся человечков, изображенных вполне реалистично. Этакие ожившие лилипуты, и ребенок-Гулливер ими владеет. Он может в любое мгновение эту жизнь остановить, прервать. Одержимость идеей власти. Но это не власть какого-то сверхразума, сверхволи - в общем, всего того, чем бредили в конце XIX - начале XX вв. поклонники Ницше. Сегодня сверхчеловек - это герой криминальной субкультуры. Если можно так выразиться, субчеловек, сниженный, примитивный и, что самое существенное, агрессивно насаждающий эту примитивность как наивысшее жизненное благо. Этакая суперрептилия, которая желает, чтобы все покорно ползали под ее толстым брюхом. Игры требуют жертв Конечно, такое давление на детскую психику не проходит даром. Год назад 12-летний мальчик вообразил себя героем любимой компьютерной игры, который в виртуальном мире прыгал, как обезьяна, с большой высоты. Мальчишка утратил чувство реальной опасности и повторил «подвиг»: прыгнул со второго этажа, получил сотрясение мозга и сломал ногу. Полтора года назад в Алматы была совершенно дикая история - двое подростков, выйдя поздним вечером из компьютерного клуба, отправились ночевать домой к одному из них. Мама скоро пошла спать, а приятели, с ее разрешения, решили поиграть еще. Под утро, когда маленький хозяин дома заснул, гость встал из-за компьютера и нанес ему несколько ножевых ударов. Без каких-либо мотивов. Наследили компьютерные игры и у нас под боком – в Кстово. Там пару лет назад покончили с собой несколько подростков, всерьез увлекавшиеся игрой откровенно сатанинского толка. Правда, следствие так и не установило связи между виртуальной и реальной жизнью этих детей. Юридически это трудно доказать. Хотя иногда удается. Правда, не у нас в стране. Так, в июне этого года в городе Ньюпорт (штат Теннеси, США) два сводных брата, в возрасте 14 и 16 лет, вооружились винтовкой калибра 5,6 мм, принадлежавшей их родителям, и начали стрелять по машинам, проезжающим по шоссе. Всего было сделано 25 выстрелов, в результате чего один человек был убит и один серьезно ранен. Когда подростков задержали, они заявили полиции, что им стало скучно, и они решили заняться тем же, что делали в своей любимой игре. Семья сорокапятилетнего американца, убитого подростками, подала в суд на издателя компьютерной игры. Компьютерная мафия бессмертна Не так давно в Калифорнии была ликвидирована молодежная банда, на счету которой несколько убийств и десятки грабежей. Ее участники рассказали, что перед тем, как отправиться на преступление, они играли в компьютерные игры с обилием насилия. Опасность компьютерных игр прекрасно осознают во всем мире. Неоднократно предпринимались попытки их запрещения – в той или иной степени. Самый радикальный запрет приняли в Греции в прошлом году – там наложили вето абсолютно на все компьютерные игрушки. Распространение игр, содержащих элементы насилия, периодически пресекалось и в России, точнее, в отдельных ее городах – в Белгороде, в Орле, в Калининграде. Но ни один подобный закон, ни одно постановление не устояло перед давлением компьютерной индустрии. А в июне этого года пал последний в мире заслон на пути компьютерного бесчинства: федеральный апелляционный суд США отменил закон, ранее принятый в округе Сент-Луис штата Миссури, запрещавший несовершеннолетним играть в компьютерные игры с элементами насилия. Что же делать родителям? Совсем запретить ребенку подходить к компьютеру? Это может обернуться тем, что ребенок будет играть в компьютерном клубе – за деньги и без контроля. И, скорее всего, в антисанитарных условиях. А условия в таких клубах должны быть вполне конкретные. Прежде всего, запрещается размещать компьютерные клубы в подвалах и цокольных этажах зданий. Мониторы здесь должны быть исправными, с четким изображением и защитным экраном. Обязательно контурное заземление. Компьютеры должны располагаться по периметру помещения, а не друг за другом, ведь тыл и верх - «фонящие» стороны монитора. На один компьютер должно приходиться 4-5 квадратных метров площади. Освещение должно быть левосторонним. 2-3 раза в день в клубе необходимо проводить влажную уборку и организовывать сквозное проветривание. Мебель в помещении должна быть легко протираемая. Обязательно наличие туалета с умывальником, а также вешалки для верхней одежды. Пол должен быть покрыт линолеумом, чтобы его легко можно было протереть. Стены и потолок побелены. Если есть затеняющие шторы, то из натурального волокна, а не синтетического, чтобы не было статического заряда. Ну и где вы найдете клуб, в котором все было бы чин по чину? Практически повсеместно действуют постановления, что несовершеннолетние могут находиться в компьютерных клубах только до десяти вечера. Вернее, бездействуют. Во-первых, потому что хозяева заведений весьма охотно закрывают глаза на возраст своих постоянных клиентов. Во-вторых, двери клуба ночью могут закрываться лишь в целях конспирации, а в действительности внутри – жизнь кипит и дым коромыслом. В-третьих, и это самое главное, и самое печальное – часто родители рады тому, что их ребенок пропадает круглосуточно «не где-нибудь, а в приличном месте», и дают отпрыску расписку – дескать, не возражаю. Было такое и у нас в Дзержинске. Одна мама пожаловалась на компьютерный клуб, в котором разрешали ночевать детям. Там даже диванчики стояли, чтоб ребятишки от изнеможения не под стол падали, а могли часок между играми покемарить. А когда клуб прикрыли, другая родительница устроила скандал: «Раньше-то я хоть знала, где мой сын, а теперь где мне его искать?!» Одиночество страшнее пистолета А искать надо было начинать гораздо раньше – когда сын будто бы был рядом, но душа его уже витала в смрадных облаках компьютерного ада. Родители: и бедные – замотанные, издерганные, и богатые – вечно занятые и не менее издерганные не имеют времени, сил, желания заглядывать в глаза своим детям. Довольствуясь видимостью благополучия, оставляют ребенка один на один с бездной искушений, соблазнов и неразрешенных противоречий. Ведь целомудрие, нравственное чувство – врожденное у каждого ребенка. И крошка сын в свое время к отцу пришел не для того, чтобы узнать, что такое хорошо и что такое плохо, а чтобы папа подтвердил, правильно ли сын думает. Современный отец чаще всего отвечает: «Отстань, мне некогда, я вкалываю, чтобы у тебя все было». Тогда ребенок убегает от психологических трудностей в жизненной реальности в реальность виртуальную, а там свои понятия о плохом и хорошем. Поначалу юная душа восстает против этих представлений, а потом усваивает их, подчиняется законам, среди которых нет места закону Божьему, и проблема добра и зла уже не волнует ее. Происходят трагедии. Родители спохватываются, но изменить что-либо бывает уже трудно. И современная школа отстранилась от мальчишек и девчонок. Учеников шпигуют знаниями, как сосиски салом, не утруждаясь заботами о детских душах. Скажете: «Какие души? Спасибо читать-писать учат за такую зарплату. По-другому могут только фанатики, которые детей любят». Вот! Вот почему мы теряем детей в пучине наркомании, в виртуальных джунглях, в подворотнях и притонах – мы разучились любить. Любящий для нас теперь – фанатик. Что ж, мы давно предупреждены, что в последние времена оскудеет любовь (Мф 24, 12). И все-таки, стоит сделать над собой усилие – повернуться лицом к ребенку, стать ему другом, тем евангельским ближним, который не прошел мимо. Стоит создать альтернативную школу, где состояние души воспитанника будет волновать педагогов больше, чем его успеваемость. Может быть, такой и будет наша православная гимназия? Школой, где компьютер будет просто умной машиной, а не фетишем и не резервацией для сбежавших от жизни. А дороже всего и желанней и для преподавателей, и для учеников будут истинная правда, христианская радость и самоотверженная любовь. Евгения Никифорова |