«…Образование и воспитание - это два крыла, которые должны помогать становлению личности. Но воспитание сегодня может дать только Церковь» Святейший патриарх Алексий II В конце ноября федеральное министерство образования разослало в свои областные подразделения методическое письмо, включающее в себя примерное содержание и методику преподавания новой школьной дисциплины – «Основ православной культуры». Это отрадное новшество не было неожиданностью: вот уже несколько лет священноначалие Русской Православной Церкви пытается договориться с правительством и с Минобразования, чтобы российским детям предоставили возможность изучать в рамках школьной программы азы православной нравственности и духовности. И все эти годы диалог между Церковью и властью идет под свист и улюлюканье яростных противников «мракобесия». Чем закончится противостояние – зависит и от нас с вами. «70 лет, которые мы прожили в атеистическом государстве, будут еще долго о себе напоминать. Надо пытаться на уровне Министерства образования вводить в учебные государственные заведения курс теологии или основ православной культуры», - сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на VIII Рождественских чтениях в 2000 году. В начале ныненего, 2002 года, на X Рождественских чтениях Святейший Патриарх вновь призывает «распространить опыт преподавания «Основ православной культуры» на все государственные школы России». Многие образовательные учреждения страны прислушались к голосу Церкви: с 30 января 2002 года в Вологодском институте права и экономики МЮ РФ введен новый курс – «Основы православия», с 6 февраля в Сыктывкарском высшем педагогическом училище №1 имени Ивана Куратова для учащихся старших кадетских классов организованы курсы «Основы православной культуры», 1 марта было подписано соглашение о сотрудничестве между Тульской епархией и департаментом общего и профессионального образования администрации Тульской области, в марте же в Карелии появляется первая «школа православной культуры», тогда же омский губернатор Леонид Полежаев заявил, что будет поощрять введение в школах области факультативов по истории православия. Более чем в 20 регионах России школьники начали изучать «Основы православной культуры». Православная Церковь – это структура, пронизывающая все общество, собирающая его воедино. Церковь принимает на себя все болезни, изъяны и пороки народа. Поэтому понятно, почему она заинтересована в том, чтобы оказывать влияние на воспитание детей. Задачи, которые Церковь ставит перед преподавателями Основ православной культуры, сформулированы в информационной справке, подготовленной рабочей группой Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви: « Православие - это, прежде всего религия, а не культура, оно не сводимо к политике и искусству управления, к морали и богословию, его суть нельзя познать в художественном или археологическом музее. И вместе с тем пособия по Основам православной культуры решают познавательные задачи - помогают узнать Православие таким, какое оно есть, его идеальную красоту и совершенство, связь культуры, искусства, народных традиций с православной верой. …Воспитательная задача – учить детей уважать свой народ и сохранять свои национальные традиции, уметь противостоять разрушительной и лживой идеологии, оккультизму и всяким предрассудкам.. …И еще одна важная задача: курс Основ помогает связать воедино те предметы, которые воспитывают национальное самосознание - язык, литературу, историю, он духовно развивает, помогает распознать единую цель, одушевляющую жизнь как отдельного человека, так и историю всего русского народа. Восстановление целостности и самобытности русской культуры - последний ресурс нации». Представители власти, которые тоже заинтересованы в распространении Основ православной культуры, видят цели религиозного воспитания несколько иначе. Так, в августе, выступая на встрече с делегатами III съезда Всемирного конгресса татар в Казани, Владимир Путин сформулировал новую идеологическую позицию в отношении воспитания общества: «Я все больше и больше убеждаюсь, что сейчас, когда у нас нет ни трудовых коллективов, ни партячеек по типу КПСС, ни наставников и воспитателей, ничего не может, кроме религии, донести до человека общечеловеческие ценности». В унисон президенту высказался министр образования В. Филиппов в «Учительской газете» от 5 ноября: «Я понимаю прекрасно, почему поднят этот вопрос. В масштабах всего государства, прежде всего с подачи президента Российской Федерации, были подняты темы борьбы с беспризорностью, безнадзорностью, воспитания детей. Эту борьбу мы вынуждены пока вести в условиях, когда у нас действительно не имеется достаточных организационных и финансовых ресурсов. Вместе с тем, рядом существуют религиозные конфессии, которые в какой-то степени занимаются воспитанием своей паствы. Можно спорить, дискутировать об идеологии каждой конфессии и не использовать сильный воспитательный потенциал, который находится рядом. Но это было бы неправильно. В этой связи, учитывая, что именно организационная форма воспитания - это школа, мы начинаем искать, как можно привлечь ее и конфессии к воспитанию детей. Вполне возможно более системно рассмотреть включение в региональный или школьный компонент предмета «Основы православной культуры». Я хочу особо подчеркнуть тот момент, что если есть такой термин и мы все признаем, что существовала и столетиями складывалась православная культура, то дети должны знать хотя бы ее историю. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что если включаются в учебный план «Основы православной культуры», то это должен быть или региональный компонент (и тогда это решается на уровне региона), или школьный компонент (тогда это решается советом школы, а не только директором - подчеркиваю это!). Учитывая специфику данного предмета (ведь он касается только православия), даже включая его в региональный или школьный компонент, необходимо сделать его на первом этапе факультативным. Ведь в классе могут быть дети - представители мусульманской культуры, буддизма, иных культур. Не надо всех загонять на этот предмет обязательно, хотя он, я считаю, и обогатил бы представителей любой другой конфессии. Необходимо следить за соблюдением конституционных гарантий, чтобы введение предмета не свелось к нарушению конституционных прав, к прямому богослужению в школьных классах. С учетом многоконфессиональности нашего российского общества это было бы неправильно. Поэтому мы говорим о том, что этот этап является в определенной степени экспериментальным. Если это действительно повлияет на воспитание детей и молодежи в положительном отношении (а я думаю, что так и должно быть), то регионы сами заинтересуются и обратят внимание не только на основы православной культуры. Такая линия не противоречит нашим конституционным нормам и положениям и расширяет возможности в воспитании детей. Школа сохраняет светский характер, не занимается пропагандой каких-то отдельных религий и не втягивает в какую-то конфессию школьников. Но когда мы говорим о светском характере, это не означает также, что школа занимается атеизмом и пропагандирует, условно говоря, ненависть к каждой религии». Позиция министра, согласитесь, вполне разумная и здравая. Однако на Филиппова не перестают градом сыпаться упреки. Так, заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин по поводу вышеупомянутого методического письма заявил, что «от документа веет средневековьем и мракобесием». По мнению высокопоставленного правительственного чиновника, государство не должно вмешиваться в частную жизнь человека и указывать ему, во что верить. «Если Минобразования считает необходимым ввести религиоведческий курс, тогда в нем должны быть основы всех религиозных мировоззрений, а заодно история атеизма», подчеркнул г-н Волин... Того же мнения и депутат Хакамада: «Попытка введения курса православия произошла не вовремя, и это было не правильно. С самого начала нужен был курс истории мировых религий, который давал бы новое качество при формировании мышления людей». Дело дошло до судебных разбирательств: представители Атеистического общества Москвы (АтОМ) намерены обжаловать в суде договор о сотрудничестве, заключенный между Московской епархией Русской Церкви и Министерством образования Московской области. Отметились и правозащитники. 18 июня этого года общественное движение «За права человека» инициировало судебное разбирательство о «возбуждении национальной и религиозной вражды, незаконного внедрения сугубо церковного и пронизанного нетерпимостью учебника в государственных учебных заведениях». Суд должен был рассмотреть обращение лидера движения Льва Пономарева в Генеральную прокуратуру РФ с жалобой на отказ Останкинской районной прокуратуры возбудить уголовное дело по факту распространения книги А.В. Бородиной «Основы православной культуры» в качестве учебника для средней школы. Правозащитники нашли в учебнике многочисленные примеры «ксенофобных выпадов» и «юдофобских обвинений», «лобовой клерикальной агитации». Больше всего им не понравился параграф «Казнь Иисуса», и вот эти выдержки из него: «Иудеи привели Иисуса к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни Христа.… По требованию иудеев Пилат был вынужден приговорить Иисуса к смертной казни на кресте.… Почему иудеи распяли Христа?» «Миротворцы» беснуются: «Возможно, автор учебника использовала конфессиональный термин «иудеи» вместо этнического «евреи», руководствуясь своим пониманием политкорректности; однако, это ничего не меняет, так как закон ставит знак равенства между возбуждением вражды национальной и религиозной. Фактически ответственность за распятие Иисуса возлагается на одну из традиционных российских конфессий, перечисленных в законе «О свободе совести»!». Непонятно - от нас, что, добиваются, чтобы мы забыли раз и навсегда Евангельские события, раз они так компрометируют «одну из традиционных российских конфессий»? Те, кто «защищает» детей от Бога и Церкви, уже не успокоятся, если заставят правительство отказаться от введения в школах факультатива «Основы православной культуры». Они готовят «альтернативу», и не одну. Например, участники круглого стола «Культура против войны и ксенофобии», состоявшегося несколько дней назад в Центральном доме журналиста в Москве, предложили разработать программу школьного курса по национальной толерантности вместо «Основ православной культуры». Чтобы дети не задумывались о том, кто распял Христа, почему, да и был ли Он вообще. Все-таки странные они, эти чадолюбивые правозащитники. Почему-то не замечают, когда школьные дворы окучивают откровенно деструктивные секты. В стенах ряда российских школ по договоренности с их руководителями в разное время вели проповедническую, оккультно-целительскую работу среди учеников «Церковь в Москве» («Церковь свидетеля Ли», «Живой Поток»);Корейская методистская церковь «Янгмун»; Христианская пресвитерианская церковь «Слава» (пастор Хан Сун Су; Астрологическое общество (ТОО Учебный центр «Фамальгаут-плюс», пропагандирующий оккультно-целительскую религиозную систему «Рэйки»); «Церковь Объединения» Муна; Негосударственный «Институт Универсального духовного знания «Тетрада»; «Школа - Ашрам VII Луча эпохи Водолея в России»; «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»; межконфессиональное объединение «Новая Жизнь» и многие, многие другие. Обработка детей велась, как правило, без согласования с родителями и учителями. И правозащитников не возмущали такие, например, факты: в школе № 1529 Центрального округа Москвы учитель ИЗО Е. С. Медкова в начальной школе проводила уроки «Лепим нечистую силу», «Рисуем, как один черт убивает другого», «Кто живет в нас и подрубает дерево жизни» и готовила «Праздник нечистой силы». А что такого? Про евреев-то эта тетенька ни слова не сказала. Впрочем, вон, духовный лидер кришнаитов Прабхупада в своей книге «Бхагавадгита как она есть» назвал девяносто девять и девять десятых процентов населения планеты (всех не кришнаитов, а значит и иудеев) «низшими среди людей», «ослами», «свиньями», «верблюдами» с «куриными мозгами». А это не помешало «Международному обществу Сознания Кришны» при горячей поддержке местных структур государственного образования проводить эксперименты по преподаванию «ведической культуры» в старших классах некоторых школ Тюмени и Барнаула. Проморгали правозащитники? Едва ли. Просто их не устраивает именно Русская Православная Церковь – единственная организация в России, сохранившая целостность с имперских времен. Если народ удастся объединить вокруг Церкви, это будет монолит. Вот это и пытаются предотвратить финансируемые из-за рубежа «общественные течения». Кроме внешних препятствий на пути внедрения православной культуры в школы встают еще и внутренние трудности. Первый, и самый главный вопрос – кто будет преподавать? Особенно остро он стоит у нас, в провинции. У священников сил едва хватает на приходские нужды, да и не пустят батюшек в школы. Богословски грамотных учителей в Дзержинске можно перечесть по пальцам одной руки. К тому же у них уже есть работа, не бросать же ее (тем более, что это не решит проблемы). Несколько успокаивает опыт других городов, где Основы православной культуры уже прочно обосновались в школах. Так, весной 1998 года глава Ногинского района Московской области Владимир Николаевич Лаптев обратился к управляющему Московской епархией Митрополиту Ювеналию с письмом, в котором выразил озабоченность духовно-нравственным состоянием современного общества и, как один из шагов к решению этой проблемы, предложил ввести в школах Ногинского района преподавание Закона Божия. Владыка поддержал эту инициативу и благословил благочинного церквей Ногинского округа протоиерея Михаила Ялова предпринять шаги по реализации этого предложения. Введение этого курса (он был назван «Основы православной культуры») было сопряжено с рядом трудностей. Необходимо было готовить преподавателей, программы, учебные пособия. Первым шагом на этом пути было проведение семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания. Через Управление образования (начальник Асоскова Н.С.) директорам школ было предложено прислать на семинар людей, которые хотели бы поучаствовать в этом начинании. Семинар был проведен силами преподавателей Свято-Тихоновского Богословского института и священнослужителей Ногинского благочиния. Вначале отношение участников семинара к идее введения преподавания Основ православной культуры в школах было весьма настороженным. Однако к концу семинара ледок растаял, и стало понятным, что преподавание Основ православной культуры не только возможно, но и необходимо. В конце августа для учителей, желающих преподавать предмет «Основы православной культуры», были организованы краткосрочные курсы при Богоявленском соборе г. Ногинска. А в сентябре новая дисциплина была введена в 26 школах района (всего их 52). Разве не реально у нас в Дзержинске организовать по той же схеме преподавание «Основ…»? Тем более сейчас, когда православной культуре благоволит министр образования. Если на пути Церкви в школу не вспыхнет внезапно красный свет, то нам и нужно-то всего лишь «день продержаться, да ночь простоять». Ведь 5 февраля 2002 года Министерство образования утвердило «теологический стандарт». Разрабатывали стандарт специалисты Православного Свято-Тихоновского богословского института под руководством декана исторического факультета МГУ, председателя отделений теологии и истории Учебно-методического объединения России доктора исторических наук Сергея Карпова. А это значит, что скоро в школу придут профессиональные богословы. Конечно, не могут не возникать опасения, что предоставленной свободой воспользуются псевдорелигиозные организации, располагающие не столько реальным влиянием на умы, сколько финансовыми возможностями. И в результате может начаться преподавание, скажем, «саентологической» теологии. Однако Сергей Карпов считает, что этого не произойдет, поскольку каждому вузу разрешение на преподавание теологии будет выдаваться Учебно-методическим объединением с санкции Минобразования. УМО будет учитывать научную готовность данного вуза преподавать теологию, методическое и кадровое обеспечение преподавания и конституционное соответствие того, что предполагается преподавать. Как хорошо было бы, если бы богословы беспрепятственно пришли в школы – вдруг, в одночасье, и научили бы наших детей Закону Божьему. Но на войне «против духов злобы поднебесной» враг так просто позиции не сдает. Поэтому КАЖДЫЙ ИЗ НАС должен сейчас внести свою исповедническую лепту: нужно беседовать с учителями наших детей, с родителями их одноклассников, разъяснять, убеждать, что Основы православной культуры – это действительно последний ресурс нации. Грешно пребывать в благодушном довольстве своей религиозностью, когда вокруг гибнут люди. Будем стоять на своем, что есть сил, а там уж – как Господь… Евгения Никифорова |