Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня так называемый «праздник всех влюбленных» вызывает множество вопросов, недоумений, протестов со стороны ортодоксальных православных, и абсолютную толерантность среди тех, кто либо номинально является православным, либо вообще не имеет никаких религиозных ориентиров. Давайте постараемся спокойно рассмотреть это обстоятельство, которое возникает в нашей жизни уже с определенной периодичностью. День Святого Валентина как праздник влюбленных отмечается 14 февраля в Евpoпе c XIII века, в CША - c 1777 г., в cтpанаx CНГ - c начала 1990-x гг. О жизни реального христианина Валентина (родился в III в. в г. Теpни - Римская империя) почти ничегоo не известно. Cкудные факты тpагичеcкoй биoгpафии выкpаиваютcя из противоречащих дpуг дpугу легенд. Рассказывают, чтo епиcкoп Теpни Валентин, будучи мoлoдым челoвекoм, oказывал юным влюбленным ocoбoе pаcпoлoжение - пoмoгал пиcать пиcьма c пpизнаниями в любви, миpил пoccopившиxcя, даpил цветы мoлoдым cупpугам. Аpеcт егo был вызван якoбы тем, чтo pимcкий импеpатop Юлий Клавдий II не пoзвoлял coлдатам импеpcкиx легиoнoв влюблятьcя и женитьcя, а Валентин тайнo венчал легиoнеpoв. Кoгда Валентин cидел в тюpьме, oн будто бы влюбилcя в cлепую дoчь cвoегo палача - и иcцелил ее. Гoвopят, пpавда, чтo делo былo наoбopoт: надзиpатель пoпpocил Валентина излечить дoчь, а та влюбилаcь в oпальнoгo cвященника. Пеpед казнью oн ocтавил ей пpoщальную запиcку и пoдпиcалcя: «Твoй Валентин». Oтcюда - и oткpытки «валентинки « (в xoду c 1800-x гг.), и cам пpаздник. Cегoдня День cвятoгo Валентина выpвалcя далекo за pамки cугубo катoличеcкoгo и cтал cамым маccoвым и любимым у мнoгиx наpoдoв тopжеcтвoм. 14 февpаля - день повышения производительности тpуда почтовых работников и день cвеpxпpибылей тopгoвцев цветами и cувениpами. В CША в пpoшлoм гoду в этoт день пoкупали 24 тыcячи poз в минуту. Cчет электронных посланий в Internet идет 14 февраля на миллионы. Большая часть «валентинок» анонимна, не имеет обратного адреса, написана справа налево или левой рукой. Так принято - это прибавляет загадочности. Британцы, например, в День cвятoгo Валентина посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, но и своим домашним животным (не правда ли, очень мило с их стороны). Япoнцы же пеpеделали 14 февpаля в cвoеoбpазнoе «8 Маpта для мужчин», кoгда пoдаpки пoлучает в ocнoвнoм cильный пoл. То, что глашатаи «свободы слова» - средства массовой информации - называют праздником, вышло из католического церковного календаря и давно уже превратилось в сугубо светское торжество плоти и похоти. Причем шумный его характер никак не соответствует христианскому пониманию святости и величия церковного праздника. Во всех СМИ в день праздника наперебой излагают романтическую историю странствующего монаха, влюбившегося накануне своей казни в красавицу, дочь тюремщика. Газетные странички заполняются скабрезными картинками и анекдотами, а темы студенческих и школьных КВН крутятся вокруг «клубнички». Этот праздник, названный «днем влюбленных», можно смело назвать «днем блуда и непотребства». В Православной России есть свой праздник влюбленных, если так можно выразиться. Это 8 июля, когда в роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Эти угодники Божии покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть. Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Церковью к лику святых. Православный «День влюбленных» отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом – это его житие. О чем же повествует житие священномучеников, живших в первохристианские времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков? В житие пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 6/19 июля), рассказывается о том, как он, после обращения в христианскую веру императорского советника Астерия, был обезглавлен по приказу императора Клавдия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житие святого нет. О Валентине, епископе Тернийском, в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни, а затем был обезглавлен за распространение Христовой веры в городе Интерамне (современное название города – Терни). Житие католического святого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие православного святого Валентина, епископа Интерамского (память 30 июля/12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины. Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог выпрямиться. Причем излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучавшихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть. В некоторых православных справочниках («Полный православный богословский энциклопедический словарь») епископы Валентин Тернийский и Валентин Интерамский приводятся как одно и то же лицо. В авторитетном же «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия указывается, что для идентичности святых нет достаточных оснований, и делается осторожная пометка: «вероятно, одно и то же лицо». Так или иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойны уважения. Но опять же в их житиях мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую мученик Валентин исцелил от слепоты и которой перед казнью написал любовное послание («валентинку»). Всех этих событий, заложивших основу романтичного праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И действительно, история о Валентине и «валентинках» поначалу никакого отношения к вышеназванным святым не имела. Есть основания предполагать, что первым письмо в виде «валентинки» написал в 1415 году Чарлз, герцог Орлеанский. Томящийся в тюрьме Тауэр принц послал письмо с признанием в любви своей любимой жене. Через несколько столетий в 1797 году в Англии было издано «Руководство для молодого человека по написанию «валентинок». Тем, у кого не хватало фантазии, предлагались на выбор любовные стишки. Эту традицию в Новый Свет и привезли с собой английские переселенцы. Из Америки в Европу эта история праздника вернулась в несколько иной интерпретации вместе с его шумным проведением. Да сами посудите, чем больше шума, а значит рекламы, тем больше прибыль, о чем уже упоминалось. В американизированном варианте перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви, дочке тюремщика, письмо в форме сердечка («валентинку»), в котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью? Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника к сомнению в святости самого мученика. Но, как оказалось, никто из священномучеников Валентинов – ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский – к легенде, которая легла в основу праздника, не имеет никакого отношения. А наши святые благоверные Петр и Феврония Муромские – не единственные православные святые, которые являются покровителями счастливого брака. Если бы современная молодежь воспитывалась на святоотеческом наследии, а не на сомнительных легендах, то не было бы нужды в епархиальных управлениях заводить специальные бланки для написания просьб о расторжении церковного брака. Как часты в настоящее время венчания в храме, так же и часты просьбы эти церковные браки расторгнуть. А все потому, что в современное понятие любви нынче входит многое – от юношеской влюбленности до элементарного скотства, но вот о жертвенности ради любимого и близкого человека как-то забыли. Житие Петра и Февронии – достойный пример той жертвенности, которой была окрашена и легенда о римском патриции, мученике Валентине, и которая совершенно исчезла из американизированного ее варианта о монахе Валентине. Что же касается шумного светского характера Дня святого Валентина с его викторинами, шоу-программами и прочей пошлой мишурой, то за это стоит попросить прощения у всех святых мучеников с именем Валентин, отдавших свою жизнь за Христа, имена которых упоминаются всуе в день разгульного праздника. Пропаганда такого праздника, особенно в российских школах, является суррогатом и перевертышем, не имеющим ничего общего с настоящим чувством любви. В православных праздниках есть смысл, а здесь полный абсурд – почему для любящего сердца нужно выделять какой-то «особенный» день? Священник Сергий Муратов, клирик храма Воскресения Христова г. Дзержинска |