Четверг, 21.11.2024, 13:22

Газета "Воскресные вести"

Главная » Статьи » Разное

КОГДА "ДЕТСТВО" ЗВУЧИТ, КАК УГРОЗА

В последнее время законотворческая деятельность в России напоминает игру в наперстки…

Каждое изменение того или иного закона дышит тревогой. Это ведь только пессимисты считают, что хуже уже и быть не может, а мы, оптимисты, знаем, что может, и еще как хуже! И наблюдаем за инициативами власти с усердием лохов, напряженно следящих за перемещением шарика под наперстками, в надежде поймать, в случае чего, за руку.

«Вот она,  законодательная жильда!» - кидается общественность на новость об увеличении рабочего дня до 12 часов. «Да шутка, шутка, никто на вас пахать не собирается», - тут же звучит в эфире опровержение. «Платные уроки в школе недопустимы!», - тычут тысячи пальцев в пакет документов по реформе образования. И снова как будто пусто под наперстком: «Да вы сначала разберитесь - может и не платные, может и не уроки, может, и не в школе! Это еще только пла-аны!», - увещевают взволнованную публику компетентные лица.

Люди начинают друг друга упрекать в паникерстве, объяснять про очередной шокирующий пассаж очередного законодателя, что «это он из роли, из роли - ну, роль такая». Многие, хотя и догадываются, что «это роль ругательная», и боятся, что ее к ним применят, но все-таки стараются сохранить хорошую мину  при очевидно скверной игре - делают вид, что в Багдаде все спокойно, и переживать особенно не о чем. Однако, продолжают нервно отслеживать очередные законодательные инициативы - как будто исключительно для того, что объяснить их несерьезность или, наоборот, социальную безопасность.

В общем, одни следят за наперстками в надежде упасти шарик, другие - в надежде убедиться, что его вовсе нет. А игра между тем, все горячей, и жизнь все напряженней…

Это присказка, сказка будет про Форсайт-проект «Детство-2030», который создан по инициативе Общественной палаты РФ и Фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение». 

Небывальщина, как способ расслабиться

Форсайт-проект «Детство-2030» и в самом деле похож на сказку. Не очень талантливую, но с размахом - где и смерти нет, и башня до неба.

Это скорее комикс - вся суть программы представлена на слайдах. Слов вроде немного, а душу забирает – смотришь, и не веришь своим глазам, хочется проморгаться и очнуться. Но нет, бесполезно зажмуриваться, все так и есть - уже к 2018 году авторы проекта надеются применить в педагогике «устройство для  загрузки информации на кору головного мозга» и подарить детям «виртуальную имитацию жизни». А к 2030 году рассчитывают на повальную «чипизацию  и генную модификацию человечества».

Тонизирует информация? Проект «2030» вообще призван открыть нам глаза и освободить от стереотипов. Вот вы, наверное, тоже привыкли считать, что «родители любят своих детей»? А на самом-то деле, цитирую,  «реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своем равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребенка скорее как обязанность». Или вот еще наше с вами общее, распространенное заблуждение - что «дети должны жить в семьях». «Это не так, - утверждают авторы проекта, - семейная структура резко тормозит развитие детей».

Еще одна беда - что «родители знают, как воспитывать своих чад». Но создателями «Детства…»  «было выяснено, что большинство родителей не знают, как обращаться с подрастающими детьми. Это связано с некомпетентностью родителей в вопросах воспитания».

В общем, при общественном поощрении «стереотипных форм совместной жизни людей» дети становятся «заложниками неблагополучных и необразованных родителей без шансов на альтернативу». Что делать? Оказывать социальную поддержку бедным  семьям бесполезно – ведь «государственный патернализм только стимулирует иждивенчество». Нужна «смена акцентов благотворительности с помощи обездоленным в пользу выделения и поддержки одаренных и талантливых», и вообще «в пользу детства», как «стратегического потенциала России»!

А как это можно помочь талантливому ребенку, которого, как жернов на шее, тянет ко дну несостоятельная семья? Нужно предоставить ему «социальный лифт» - пусть поднимается! А родители - что родители? Это сейчас, к досаде авторов «Детства…», «родителей не выбирают»,  а в  2025 году каждый ребенок будет «компетентен в формировании своей траектории», у детей появится возможность расти «в компетентных воспитательных сообществах».

Компетентность - это, кстати, главное требование, которому и семьи должны будут отвечать лет через десять, если они, конечно, уцелеют к тому времени. По крайней мере, исключительно нуклеарной семья уже перестанет быть - предполагается «многообразие форм совместной жизни людей», ведь соотношение и количество мам и пап не так важно, как их педагогический профессионализм! «Детство 2030» настаивает не только на регулярном «повышении  квалификации родителей», но и «проверке их знаний и компетенций». В общем, экзамен не сдадите – лишат вас лицензии на родительство. Ну, то есть, родительских прав.

«Семья и школа» на новый лад

И все-таки, для чего вся эта свистопляска с освобождением детей из-под гнета семьи? Чтобы дать юным возможность получить качественное образование - как, помните, в шестидесятых подростки из деревень массово уходили из родительских домов в город, поступали в училища, техникумы и институты? А вот и нет! Оказывается «массовая образовательная траектория школа - институт» - это тоже пережиток. И к 2025 году как безусловное достижение планируется, внимание! - полное «отсутствие образовательной системы»!

И вот на этом слайде под номером 16 на меня будто озарение нашло. Так, говорят, перед смертью у человека бывает - вся жизнь складывается, как пазлы, в единую картину без прошлого и будущего, во вневременной миг. Только у меня из глубин подсознания выплеснулся институтский курс педагогики, все годами напластованные знания о том, как человечество на протяжении всей своей истории передавало детям опыт, как постепенно складывались методики преемственности, как все было нацелено на то, чтоб связь между поколениями проходила красной нитью жизни, залогом ее продолжения. Ведь даже воспетый не единожды конфликт отцов и детей - это только закономерный кризис, который, по сути, является условием развития.

И система образования сегодня сильна именно тем, что опирается на опыт многих поколений. Образованный человек этим опытом защищен, он как растение с мощным корнем. И как ты ни реформируй школу, трудно незаметно изъять то, что составляет саму ее суть, саму основу. Если нужно прервать преемственность поколений, школу логичней просто уничтожить, должно быть именно «отсутствие образовательной системы».

И, может, стоило бы считать Форсайт-проект ненаучной фантастикой, не достойной серьезного  внимания, если бы над одром болезни средней школы, которую нешуточно лихорадит в последнее время, ни зажглись роковые смертоносные цифры - 2025. Может, я бы и посмеялась, если бы под этими планами стояла  подпись фантазера-десятиклассника, а не руководителя аппарата Общественной палаты Алины Радченко. А так не до смеху было - на шестнадцатом пункте штудирования проекта «Детство 2030» будто властная рука дернула политическую скатерть, и наперстки посыпались, и шарик поскакал со звоном.

Собственно, что в проекте «2030» такого фантастического? Пункты, касающиеся семьи, уже вовсю работают - все делается для того, чтоб к 2020 году общество избавилось от стереотипа, что «дети растут в семье». Ребятишек по всей стране «эвакуируют» из семей, которые «тормозят развитие». При этом СМИ разворачивают проблему под таким углом, что в самом факте разлучения детей с родителями нет никакой трагедии, что быть рядом с мамой – это не безусловное благо, а только один из вариантов «вхождения в жизнь».

А в Перми недавно что придумали? Всем желающим, а в первую очередь студентам, предложили подработку - выявлять детей из социально неблагополучных семей. График работы свободный, оплата сдельная: за семью, где ребенок до семи лет - 430, где постарше - 350 рублей. У Минсоцразвития Пермского края даже план был - до конца 2010 года собирались выявить 723 ребенка, «находящихся в социально опасном положении».

Самим детям тоже уже предоставлена возможность быть «компетентными в формировании своей траектории» - видели по телевизору рекламный мультик, где малышам предлагается прогнать свой страх в волшебный телефон? Мультяшная девочка так и сделала - рассказала доброй тете, как боится маму с папой, которые ссорятся на кухне. Теперь, наверное, счастливая, живет в «компетентном воспитательном сообществе».

Пусть тучи разогнать нам трудно над землей…

Неужели правда страшнее мамки зверя нет, и главное, что угрожает будущему России - это семья и школа? А это смотря как на это будущее посмотреть. Если государству требуется люди, способные мыслить самостоятельно, независимо, творчески, то семью и школу нужно поддерживать. А если есть госзаказ на управляемые винтики, то лучший материал для их штамповки – это неграмотные сироты. Не связанные любовью, не отягощенные сомнениями. Послушные любым установкам.

И нанотехнологии, которым сегодня отдается государево предпочтение, которым и в Форсайте отводится почетное место – здесь большое подспорье. Как там планируется? Внедрить в мозг устройство для загрузки информации? Это очень удобно делать централизованно, организованно, в соответствии с потребностями хозяина. Хозяина, хозяина – а как вы иначе назовете того, кто властен распоряжаться даже мыслями чужими?

Скептики здесь наверняка возразят: «Да ладно, не примут этот проект!». Может и не примут. А «Стратегию развития электронной промышленности России на период до 2025 года» уже утвердили. А там прописаны такие вот пассажи: «Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину проникновения электроники в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Интернет» И такие вот: «Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой. Получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми».

Мне уж кажется, что можно расслабиться и не следить за наперстками, ой, то есть за законопроектами – не в них  кроется шарик, ой, то есть, опасность. Много ли, например, проку  в том, что не утвердили  12-часовой рабочий день, если зарплаты под впечатлением кризиса как упали, так и валяются, и люди вынуждены пахать почти сутками, чтоб заработать на прокорм? Ну, обойдут законодатели это злосчастное «Детство-2030» - цель-то обозначена, и все равно все будет, как в песне «Матушка, матушка, что во поле пыльно». И протестные выступления здесь – только бои местного значения ради отсрочки исполнения приговора.

Протестовать, конечно, надо, обязательно надо. Но главное сейчас делать все, в чем не имеют потребности роботы – читать, рисовать, писать стихи, изучать науки. Молиться. Любить. Главное – любить. Изо всех силенок слабого, маловерного, глупого, но пока еще свободного сердца…

Евгения Павлычева,

Газета "Воскресные вести", № 2 (112), февраль 2011 г.



Источник: При цитировании ссылка на автора статьи обязательна!
Категория: Разное | Добавил: Маруся (09.03.2011)
Просмотров: 2372