С недавнего времени визиты правящего архиерея в Дзержинск
стали обыкновением, при этом программа посещения всякий раз остается насыщенной
до предела. Вот и 18 сентября владыка Георгий освятил храм Всех Святых на
городском кладбище, встретился с молодежью в общественно-политическом центре,
навестил Православную гимназию имени Серафима Саровского.
Освящения храма на кладбище горожане ждали уже давно. Погост
- это место, где церковное служение всегда было особенно востребовано людьми.
Даже за то время, пока религия в нашей стране была вне закона, власти не смогли
вытравить потребности людей соблюдать погребальные обряды. Утратив радость о
Воскресении Христовом и творческую потребность в богообщении, народ, прежде
бывший богоносцем, упрямо хранил обычай хоронить усопших «как положено». Да и
сейчас родительские субботы собирают больше народу, чем двунадесятые праздники.
Это неплохо, если таинство смерти - как веревка, привязанная
к языку колокола, дотронешься - и зазвенит вера радостными открытиями. Но в
жизни чаще всего происходит так, что, потребляя церковные обряды, как услуги,
люди ограждают себя от проникновения в светлую и простую суть христианства.
Вызывают священника, как шамана, заказывают отпевание, как камлание и не хотят
слышать о том, что «Богу нужно сердце», что сердечные, слезные молитвы самых
близких - это то, что усопшему важнее всего в трудный час кончины земной
жизни. Храм на кладбище, безусловно,
нужен. Вот только как сделать так, чтобы
он стал местом умной и сердечной молитвы, а не подобием языческого капища?
Только просвещением. И нельзя сказать, что сейчас ничего не
делается в этом направлении. Наоборот - за короткое время правления нового
патриарха Кирилла Церковь даже успела стяжать изрядную долю критики за активное
миссионерство, которое скептики посчитали пропагандой. А поддержка
правительством миссионерских подвижек и
вовсе позволила говорить об опасности встраивания Церкви в государственные
структуры и превращения православия в идеологию, с помощью которой можно
манипулировать людьми.
Опасность такая существует. О ней не скажешь лучше, чем это
сделал Достоевский в «Братьях Карамазовых» - в «Легенде о великом инквизиторе».
Помните, где эксплуатирующий христианскую идеологию церковник самому Христу
говорит «Пойди прочь!»? Эту опасность остро чувствуют юные сердца. Отсюда
каверзные, едкие вопросы студентов на встрече с Владыкой о методах привлечения
паствы, отсюда протестное поведение - многие сочли возможным вставать и уходить
из зала прямо во время речи архиепископа.
Что тут можно возразить? Парадокс в том, что именно для
христианина минимальна вероятность стать жертвой какой бы то ни было идеологии.
Великого инквизитора выберут как раз те люди, которые относятся к церкви, как к
бюро услуг, а к таинствам - как колдовским обрядам. Христианин же сделает выбор
Алеши Карамазова - выбор умного сердца.
И утверждение, что насаждение христианского смирения поможет
держать народ в узде при любых обстоятельствах - весьма сомнительно. Смирение
христианина простирается до тех пор, пока не посягают на правду. Смирение - это
вовсе не состояние заколдованной Марьи-искусницы «что воля, что неволя, все
равно», это способность радоваться о главном, когда второстепенное смерчем
поднимается вокруг. Для этого нужно состояться как личность. Недаром же в одной
из молитв в перечне «прости меня, Господи, такого-сякого-разэдакого» -
приводится не только «блудного, жестокого, немилостивого...», но и «безличного,
бездерзновенного». Это грех, понимаете - быть безличным и бездерзновенным.
Конечно, как для русской культуры есть опасность остаться
без Рублева, Чайковского, Достоевского - при одних только кокошниках и
матрешках, так и для Церкви страшно учредить повсеместно внешнее благочестие
без сердцевины, середочки, камня краеугольного - веселья сердечного, которым
дышит христианство, которое сквозит во всем, что подлинно. Но радость веры не
зависит от системы взаимоотношений власти и Церкви, она объективна и свободна -
«дух Божий дышит, где хочет». И обидно, когда опасения оказаться жертвой
идеологического манипулирования встают на пути к этой радости. Горько, что
протестный отказ вслушиваться, вчитываться, вдумываться, вгрызаться в познание
падает гирькой на весы - как раз на чашу идеологии.
И как бы это ни казалось парадоксальным, но опора
противостояния идеологизации веры - именно православные школы, такие, как наша
гимназия имени Серафима Саровского. Востребованность гимназии быстро растет, и
если задуматься, в чем секрет ее успеха, то можно сделать интересные
выводы.
Дело в том, что конкурс среди подготовишек - кандидатов в гимназисты
с каждым годом все больше, и проблема отбора желающих поступить в первый класс
- это один из самых острых вопросов,
которые поднимали на встрече с владыкой и родители, и учителя. Какие тут могут
быть критерии? Или отдавать предпочтение детям прихожан, или ориентироваться на
способности учеников, поскольку программа обучения насыщенная и сложная.
Администрация гимназии выбрала второй вариант, и владыка, кстати, одобрил его,
мотивировав, что «иначе мы можем замкнуться на себе и превратиться в секту».
Второй вариант, казалось бы, должен обернуться
выхолащиванием собственно «православия», поскольку все больше детей приходит из
семей не просто невоцерковленных - далеких от любой религиозности. Однако
почему-то происходит наоборот - постепенно и нескоро, цыплячьими шажками вместе
с ребенком начинают меняться его родители. Не внешне - юбки, платки и бороды
вовсе не свидетельство преображения. Души, обращенные к правде, румянятся.
Как это происходит - не объяснишь рационально. Возможно, все
дело в том, что мамы и папы задумываются над тем, почему ребенок счастлив в
гимназии (в том, что это действительно так, несложно убедиться). И делают для
себя открытие, что любой порок - это гнетущая кабала, а свобода как раз в
праведности, что дети просто надышаться не могут озоном чистоты, которого так
не хватает в современной жизни.
А возможно, это просто исполняются детские молитвы, которые
гимназисты дружно творят каждое утро. Ведь молитва - это не набор
заклинательных формул. Это чистосердечное обращение к Богу, как к отцу: «Папа,
дай, пожалуйста…». И это - любой хоть раз в жизни молившийся подтвердит - акт
гораздо более действенный, чем любая благочестивая риторика.
Как раз молитва - это то, чем принципиально отличается
гимназия от прочих школ. Даже в школе № 15, где в этом году набрали первый
класс с углубленным изучением православной культуры, недопустимы никакие
религиозные отправления, потому как учреждение светское.
Правда, жизнь здесь, бывает, вносит свои коррективы. Так, в
одной московской школе свернули курс ОПК после того, как одна мамочка
пожаловалась, что ребенок начал молиться - мальчик после сугубо светского
рассказа о Благовещении плакал над календариком с изображением Богородицы и
просил Ее, чтоб папа вернулся домой. И мама испугалась, что ребенок получил
порцию «опиума для народа».
Вот зря она, честное слово. Человек, который выстраивает
свои, личные взаимоотношения с Богом, меньше подвержен внушению, чем тот, для
кого душа, вера, церковь – это удел таинственных попов и покойников. И если
вдруг на наших глазах начнет разворачиваться сценарий «Легенды о Великом
инквизиторе», то именно секулярное общество сыграет зловещую роль толпы,
готовой повиноваться и вновь кричать: «Распни, распни Его!».
Евгения Павлычева
Газета «Воскресные вести» № 9 (96), октябрь 2009 г.
Источник: ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА АВТОРА СТАТЬИ ОБЯЗАТЕЛЬНА! |