«В последнее время в городе активно распространяется газета религиозной
организации адвентистов седьмого дня. Соседка сказала мне, что это секта, и что
читать их публикации опасно. А в чем именно опасность чтения таких газет? Это
вся Православная Церковь относится к
адвентистам, как к секте, или только моя соседка?»
Алексей Симагин
На вопрос отвечает священник Вячеслав Лопатко.
- Утверждения отдельных людей не
обладают полнотой. Нельзя мнение одного человека, даже считающего себя православным,
расценивать как позицию самого православия. Природа Церкви - кафолическая, то
есть соборная, а не индивидуалистическая. А Православная Церковь со всей
ответственностью заявляет, что она честно, но миролюбиво выстраивает отношения
со всем инославным миром. Это четко сформулировано в социальной концепции Православной
церкви, которая была принята на Архиерейском соборе 2000 года. Там сказано, что
мы по-доброму относимся к носителю любой идеологии, религиозной доктрины, но
при этом оставляем возможность честно говорить, критически высказываться о самой идеологии, не питая агрессии к ее
сторонникам и не задевая личности. Мы честно спорим как с протестантами, так и
с католиками, цивилизованно, культурно ведем диалоги, дискуссии, богословские
собеседования. При этом цивилизованность и культурность не означает, что мы
должны отступаться от своих убеждений из-за опасения обидеть оппонента. Честность
и миролюбие – вот позиция православия. «Платон мне друг, но истина дороже».
- И что может сказать Церковь в диалоге с адвентистами с позиции
честности?
- Конечно, в рамках одной статьи
невозможно развернуть богословскую дискуссию, или подробно изложить историю
адвентизма. Но хотелось бы разобрать понятие «секта». Если брать этимологически,
секта – от слова сектор, то есть некоторая часть, выдаваемая за целое. Секта
вполне может быть расценена как синоним ереси, потому что ересь происходит от
греческого глагола «эрео» – выбираю, вычленяю. Вычлененный сегмент и есть
сектор. Поэтому ересь и секта - это одно
и то же. И когда христианская Церковь анафематствовала то или иное явление как
еретическое, этим самым она заявляла о его сектантском характере. И сектантский
характер протестантизма – это констатация факта, поэтому не нужно воспринимать
это как ругательство.
- То есть любую протестантскую конфессию можно назвать сектантской?
- Да, протестантский мир по сути
своей сектантский, уже в силу своей неоднородности. Сектантство прослеживается
в самих названиях протестантских
конфессий. Одни принципиально вычленяют, что они баптисты - то есть те, кто
погружает. Адвентисты акцентируют внимание на втором пришествии Христа,
пятидесятники – на схождении Святого Духа. Христианство разбирается на запчасти
– это и есть проявление сектантского характера. Протестантский мир раздробился,
у каждого свой уголочек, свой сектор, и каждый считает, что именно у них –
полнота христианства. Это и есть сектантство и ересь.
- А если рассмотреть православие с этой точки зрения?
- Православие включает в себя учения
и о крещении, и о сошествии Святого Духа, и о последних судьбах мира.
Православие обладает полнотой, потому что оно органично и гармонично содержит в
себе и пятидесятницу, и баптизм, и адвентизм.
- И все-таки людям чаще всего непонятно, почему именно православие
выступает единственной альтернативой сектантству?
- Сегодня человеку действительно
трудно разобраться в современном
конфессиональном ассортименте, двадцать минут послушаешь одного проповедника –
он прав, двадцать минут другого – он как будто прав тоже. Здесь лучшим,
максимально объективным критерием, показывающим, какая форма христианства самая
правильная, является исторический критерий. Даже если взять атеиста, который не
заинтересован в потакании той или иной конфессии, просто честного профессионального
историка, то он скажет, что да, только в православии идейная и иерархическая
преемственность прослеживается непрерывно с первых веков. В каждом столетии,
каждом десятилетии, как звенья одной цепи перекликаются друг с другом догматы, которые
исповедуются и сегодня. А это, собственно, лишь подтверждает пророчески
сказанное в Новом Завете: «И вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»
(Мтф. 28;20); и – «Иисус Христос вчера, и сегодня и во веки Тот же. Учениями
различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр. 13; 8-9). По моему, яснее некуда. В
то время как лишь тысячу лет спустя после первых веков христианства Запад ушел
в раскол, и вся западная Европа вышла из общения с общемировой православной
семьей - только с XI
века берет свое начало Римо-Католическая церковь.
- А нам не могут возразить, что это мы вышли из общения с общемировой католической семьей?
- В том-то и дело, что
специфика римо-католиков не имеет
исторических корней. Они сами этого не отрицают: их доктринальные концепции -
изменение догмата о Святой Троице (Филиокве), догматы о непогрешимости Папы, о
непорочном зачатии Богоматери, об Ее Успении, - новейшие явления в истории
богословия.
- То есть те установки, на которых они стали настаивать при расколе, возникли
только на рубеже первого и второго тысячелетия?
- Да, именно так, у них прервана
идейная преемственность – это исторический факт. А если взять протестантизм, то
там прервана еще и иерархическая преемственность. Он появился из недр глубокого
кризиса внутри Римо-Католической церкви, фактически начался с 16 века, с религиозной
реформации Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли, короля ГенрихаV. И в принципе мотивы и
пафос у протестантов были самые благородные, но без единства с Церковью, как
реальным Богочеловеческим организмом никакой, даже самый возвышенный человеческий
энтузиазм не самодостаточен. Христос Спаситель сказал: «Я есмь Лоза, а вы
ветви… Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15; 5). А апостол Павел твердо
заявляет, что Церковь «есть столп и утверждение истины» (Тим. 3;15). Церковь
- это и есть соединенность ветвей с Лозой,
а не просто знание о Лозе. В истории же получилось так, что Реформация, порвав
с католицизмом, не привилась к Лозе через Православную Церковь, которая и есть
то самое аутентичное, исторически перманентное Христианство. В результате
протестантизм все сильнее дробится, обнаруживая неоднородность в себе самом.
Протестантизму не свойственна природа Церкви, как целостного организма, поэтому
он сектантен.
- Светские ученые не станут возражать такой трактовке понятия «секта»?
- Это именно научный подход к
терминологии, основанный на этимологическом анализе слова и исторической
конъюнктуре.
- Но в обывательском сознании слово «секта» непременно имеет негативный
оттенок, предполагает такое качество, как деструктивность…
- Популярное, эмоциональное
восприятие слова «секта», равно как и слова «ересь», далеко от подлинного,
настоящего значения этих слов. Мы же говорим с позиций академического
богословия.
- Тем не менее, деструктивные секты существуют, несет ли адвентизм
какую-то деструкцию в себе?
- Деструктивно все то, что, что
отступает от истины. Даже самый маленький угол расхождения в перспективе будет
увеличиваться. Деструктивность может быть как моментальный взрыв, а может – как
маленькая трещина, которая в итоге все
равно приводит к разрушению. Деструкция – это то, что нарушает структуру.
Малейшая трещина в вероучении нарушает его структуру, а нарушенное вероучение
нарушает структуру жизни, потому что образ мысли определяет образ действия.
Любое религиозное заблуждение деструктивно для ментальности человека. А
деструктивность ментальности потом неизбежно обнаруживается в деструктивности
поведения.
- Тут, наверное, надо признать, что в наше время среди людей, которые
называют себя православными, очень мало носителей того золотого зерна, которое
передавалось из века в век? У нас в головах порой тоже трещина на трещине…
- Сущая беда в том, что люди,
которые называют себя православными, подчас подставляют под удар само
православие. И крестики носят, и обряды пытаются соблюдать, а на самом деле не
знают православия, и самое страшное – не хотят его знать. Церковь не должна просто брать и механически
крестить детей, делая их в перспективе крещеными атеистами. Пусть лучше будут
некрещеными атеистами, чем крещеными безбожниками. Нельзя допускать к церковной
жизни тех, кто в итоге скомпрометирует саму Церковь – все те толпы людей,
которые приходят крестить детей, венчаться, а на самом деле не собираются быть
причастными Христу, жить по Его заповедям. На пир нужно идти в брачной одежде, и
прежде чем впустить людей в Церковь, нужно помочь им те самые трещины замазать.
А мы балуем людей, и этим самым даем повод сектантам справедливо себя упрекать.
У адвентистов человек, прежде чем креститься, два года может изучать Библию, и
только когда они убедятся, что он готов, допустят его к крещению. А у нас перед
Таинством – всего одно собеседование, и то люди недовольны, что приходится
слушать, чем их там батюшка грузит. Зачем мы гонимся за количеством крещеных?
Мы тем самым отступаем от того, что берегли два тысячелетия, от истины
православия, и реально наступает апостасия – то, о чем говорил святитель
Игнатий Брянчанинов – отступничество. И получается, что внешне все благополучно: храмы строят, купола
золотят, Пасху празднуют, по телевизору службы показывают – а народ спивается,
развращается и уходит в секты. Никто не хочет напрягаться, никто не хочет даже
малым пожертвовать ради другого. Что толку носить крестик, если человек жить не
собирается по законам христианской веры?
- И что же делать?
- Тут не спорить с кем-то надо,
а работать над собой. Не понадобится никакая борьба с сектами, если православие
будет тем, чем оно должно быть. Любая секта – это дешевая пародия на само
православие. Мы расцерковились, обезбожились, а душа - она желает Бога. И Церковь
должна заниматься миссионерством, должна проповедовать. Если возьмет скрипку дилетант,
и начнет играть для людей, которые никогда не слышали настоящих образцов
музыки, то скажут: «О! Он умеет издавать звуки, как интересно!». Но если потом заиграет виртуоз, то люди сразу
почувствуют вкус подлинного искусства. Вот и православие должно зазвучать так,
чтоб на его фоне сразу была заметна фальшь и адвентизма, и баптизма, и
пятидесятничества.
- А зазвучит?
- В том задача и состоит, чтоб
зазвучало. Ноты-то есть. Нужно только каждому постараться воспитать себя.
«Спасайся сам – вокруг тебя спасутся тысячи», - сказал преподобный Серафим
Саровский.
- То есть, чем больше будет подлинно православных людей…
- Тем плодотворней будет жизнь
Церкви.
Беседовала Евгения
Павлычева Газета "Воскресные вести" № 3 (113), март 2011 г.
Источник: ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА АВТОРА СТАТЬИ ОБЯЗАТЕЛЬНА! |